Причины возникновения слабоумия

Олигофрения (олигофрения) — не самостоятельное заболевание, а патологическое состояние, для которого характерно снижение интеллектуальной, эмоционально-волевой и мнестической функций. Причины могут быть внешними и внутренними, иногда действуют одновременно несколько факторов. Код МКБ-10 — F70-F79.

Чаще всего диагностируют врожденную деменцию, заболевание носит наследственный характер, приобретенные формы отмечают значительно реже.

Этиология заболевания:

  • хромосомные, генетические аномалии – вероятность выявления деменции увеличивается по отношению к возрасту одного или обоих родителей;
  • осложнения во время беременности и родов – тяжелые токсикозы, травмы, гипоксия;
  • ЧМТ, интоксикации, инфекционные заболевания, перенесенные в возрасте до 3 лет;
  • эпилепсия у детей — иногда в результате слабоумия легкой и средней степени тяжести, у взрослых это заболевание не приводит к умственной отсталости;
  • гидроцефалия, микроцефалия и другие врожденные патологии головного мозга;
  • ДЦП — у детей с детским церебральным параличом часто выявляют проявления умственной отсталости;
  • тяжелые инфекции матери во время беременности – при заражении плода вирусом краснухи существует риск развития рубеолярной олигофрении, токсоплазмоза, сифилиса, СПИД пагубно влияет на формирование органов центральной нервной системы;
  • гемолитическая болезнь новорожденных – следствие резус-конфликта, характеризующееся поражением центральной нервной системы;
  • привыкание, длительное воздействие на организм женщины радиации, токсических веществ;
  • тяжелый авитаминоз во время беременности;
  • сахарный диабет у матери – заболевание негативно влияет на обменные процессы, что негативно сказывается на росте и развитии плода;
  • фенилкетонурия у ребенка или родителя – нарушается обмен аминокислот, что провоцирует ошибки в формировании головного мозга, заболевание называется фенилпировиноградной олигофренией.

Приобретенная деменция чаще диагностируется у детей, выросших в неблагоприятных условиях в первые годы жизни. Если родители мало общаются с ребенком, риск олигофрении достаточно высок.

Психические и психологические расстройства различной степени тяжести у недоношенных новорожденных встречаются на 20% чаще, чем у детей, рожденных в срок.

Дебильность имбецильность идиотия

Больные, страдающие олигофренией, могут, в зависимости от типа, различаться по уровню развития. Олигофрения подразделяется на ущербность, имбецильность и идиотизм. Слабость в этом списке — наименее сложный случай патологии. Больные способны постоять за себя. Многие оканчивают специализированную школу и в дальнейшем могут вести практически полноценный образ жизни, работать на производстве, выполнять несложные рудные работы, например, очистку, погрузку-разгрузку. В связи с нарушением восприятия окружающего мира люди, страдающие олигофренией в стадии ослабления, нуждаются в пожизненном контроле.

Прогноз. Профилактика

Продолжительность жизни больных с легкой и средней степенью умственной отсталости составляет примерно пятьдесят лет, при глубоких формах люди редко доживают до двадцати лет. Если идиотия выявляется в младенчестве, ребенок часто умирает в возрасте четырех-пяти лет. Прогноз хуже у пациентов, которые не могут принимать пищу самостоятельно или с помощью других людей, а питаются через зонд.

Чаще всего больные умирают от болезней органов дыхания, особенно от пневмонии. Чем тяжелее умственная отсталость и связанные с ней расстройства, тем больше вероятность смерти от респираторных инфекций. При тяжелых нарушениях в ЦНС обычно затруднено глотание, беспокоят кашель и рвота, дыхание поверхностное. Последняя проблема связана с уменьшением объема легких. Все эти расстройства часто встречаются у людей с тяжелой задержкой развития, которые не могут ходить.

Больные, независимо от возраста, нуждаются в круглосуточном уходе. Поскольку самостоятельная жизнь для них невозможна, они обычно живут и получают помощь в специализированных учреждениях.

Профилактика умственной отсталости

Первичной профилактикой возможных психических расстройств у будущего ребенка является медико-генетическое консультирование и систематическое обследование внутриутробного развития плода при беременности.

Также следует:

  • предотвратить внутриутробные инфекции;
  • не принимать препараты с тератогенным действием;
  • избегать контакта с поверхностно-активными веществами;
  • исправить эндокринные нарушения во время беременности.

В раннем возрасте важное значение имеет профилактика острых, тяжелых, угрожающих жизни заболеваний, травм, гипоксии, ожогов, сепсиса, отравлений, инфекций, поражений головного мозга и нейротоксикозов.

Разновидности малоумия

В зависимости от характера возникновения различают два вида психической патологии:

  • врожденный;
  • приобретенный.

Врожденная олигофрения, или другими словами, непрогрессирующий процесс – это патология, возникающая во время внутриутробного развития плода или в связи с осложненной трудовой деятельностью матери. Его симптомы наблюдаются сразу после рождения ребенка. Этот дефект психического развития практически невозможно исправить, но приблизить интеллектуальное развитие такого человека к установленным нормам представляется возможным при условии своевременной и грамотной терапии.

Приобретенная умственная отсталость – это вид патологии, при котором снижение уровня интеллекта происходит в определенный период жизни человека. Его характерной особенностью является течение болезни, при котором развитие и нарастание симптомов происходит постепенно.

Следующая классификация психических отклонений основана на определении коэффициента интеллекта, который психотерапевт определяет с помощью специальных тестов. Диагностируя умственную отсталость в соответствии со степенью тяжести, специалисты выделяют следующие ее виды:

  • свет;
  • умеренный (относительный);
  • тяжелый;
  • глубокий.

Человек, страдающий легкой умственной отсталостью, не способен к абстрактному мышлению и обладает кратковременной памятью. При этом имеет место нарушение функциональных навыков (например, чтение, письмо, приготовление пищи и др.). В социальных отношениях с окружающими такие люди производят впечатление незрелых, поэтому ими часто манипулируют окружающие. При выполнении сложных жизненных задач и задач такому человеку требуется помощь.

Человек с умеренной деменцией нуждается в обязательном контроле. Не справляясь с повседневными задачами, он нуждается в постоянной поддержке со стороны близких, которые вынуждены выполнять часть обязанностей больного.

В социальной сфере, основным инструментом которой является устная речь, больной чувствует себя некомфортно, его словарный запас беден, поэтому он часто не может правильно выражать свои мысли и требования. Для формирования успешных межличностных отношений олигофрен нуждается во внешней коммуникативной помощи. В обычной повседневной жизни такие люди способны развивать определенные навыки и умения исключительно в результате упорных, длительных тренировок.

Концептуальные навыки у людей с тяжелой умственной отсталостью ограничены и локализованы. Они плохо понимают чужую речь, не знают таких понятий, как «число», «деньги», «время» и т д.

Устная речь больного ограничена, поэтому состоит в основном из примитивных предложений, отдельных слов. Такие люди концентрируются исключительно на том, что происходит вокруг них в данный момент.

Человеку с тяжелой формой умственной отсталости необходимо назначить ему опекуна, который обеспечивает постоянный уход и присмотр за ним (покупка продуктов и одежды, приготовление пищи, личная гигиена и т д).

При глубокой форме отклонения умственной отсталости человек практически утрачивает зрительно-пространственные навыки. Например, он может указать на некий предмет, но не умеет использовать его по назначению. Функциональное использование вещей затруднено сопутствующими значительными сенсорными и двигательными нарушениями.

Навыки понимания мимики и жестов других людей у ​​больного очень ограничены, что создает проблемы общения в обществе. Такой человек выражает основные желания и чувства с помощью языка тела. При этом его сознание способно воспринимать только простые инструкции. Такой больной полностью зависим и нуждается в постоянном уходе.

Классификация олигофрении

Существует несколько видов классификаций форм и степеней тяжести деменции у человека.

Виды умственной отсталости:

  • бипатическая – следствие врожденных, инфекционных, токсических патологий;
  • церебропатическая – приобретенная форма, чаще в результате осложнений после травм, отравлений, инфекционных заболеваний;
  • биоцеребропатический – воздействие в комплексе врожденных и приобретенных факторов;
  • диспландоза – возникает из-за сбоев в работе эндокринной системы.

Традиционная классификация:

  • 1 степень, слабая – слабость;
  • 2 степень, средняя – имбецильность;
  • 3 степень, тяжелая — идиотия.

Классификация по МКБ-10

Форма IQ Какому умственному возрасту соответствует развитие
Свет 50-69 9-12 лет
Умеренный 35-49 6-9 лет
Тяжелый 20-34 3-6 лет
Глубокий До 20 До 3 лет

Легкая степень олигофрении называется пограничной умственной отсталостью, симптомы часто нивелируются, ребенок становится почти нормальным.

Классификация Сухаревой

Группа Причины
Олигофрения из-за внутренних факторов Синдром Дауна, наследственная микроцефалия, деменция в сочетании с системными заболеваниями кожи и костной ткани. Формы олигофрении, связанные с генетическими нарушениями метаболических процессов — галактоземия, фенилкетонурия
Олигофрения, вызванная воздействием вредных факторов при рождении или в возрасте от 1 до 3 лет Асфиксия, родовая травма, нейроинфекции, ЧМТ
Деменция, вызванная повреждением плода или плода Тяжелые отравления, гормональные нарушения, тяжелые инфекционные патологии матери, эритробластоз плода

Олигофрения передается по наследству. Изучение семейных форм деменции проводилось на близнецах; у однояйцевых сибсов патология развилась одновременно в 80%, у разнояйцевых сибсов — в 8%.

Формы олигофрении по Исаеву и Мнухину:

  1. Атонические – у больных низкая способность к умственному напряжению, проблемы с деятельностью, направленной на достижение определенных целей, концентрацией внимания.
  2. Дистрофический – заметные отклонения в поведении, значительные трудности в обучении и овладении навыками, повышенный уровень конфликтности.
  3. Стенические — больные хорошо адаптируются, высоко работоспособны, могут себя обслуживать.
  4. Астенический – заболевание сопровождается снижением психических процессов, серьезными нарушениями. Больные имеют определенный словарный запас и интеллектуальный багаж, но не умеют им пользоваться, что затрудняет процесс адаптации.

Классификация Певзнера:

  • несложный;
  • возбудимая и тормозная формы заболевания, обусловленные нарушением энергетического баланса темпераментов;
  • слабоумие параллельно с дисфункцией различных анализаторов;
  • олигофрения, которая сопровождается психотическим поведением;
  • слабоумие с выраженной лобной недостаточностью.

Важно! Распространенность олигофрении диагностируется примерно у 1% всех людей на планете, у большинства больных заболевание протекает в легкой форме. У мальчиков деменция диагностируется в 1,5 раза чаще, чем у девочек.

Причины умственной отсталости

Врачи считают, что для формирования болезни необходимо совпадение внутренних и внешних факторов. Внутренние – это грубое поражение или недоразвитие ЦНС до рождения или в период до года. Именно в это время происходит формирование и созревание всех отделов головного и спинного мозга. Внешний – отсутствие матери или лица, ее заменяющего, отсутствие ухода, плохое питание, тяжелые заболевания, наркомания.
Умственная отсталость у детей чаще всего вызывается следующими причинами:

  • сбой генетического кода, когда участки мозга не могут сформироваться по естественной программе;
  • заболевания, передающиеся по наследству, когда страдает не только нервная система, но и внутренние органы;
  • хромосомные нарушения – синдром Дауна, кошачий крик и тому подобное;
  • врожденное уменьшение объема мозгового вещества или микроцефалия;
  • резус-конфликт – грубые иммунологические нарушения;
  • врожденное увеличение количества СМЖ при критическом повышении внутричерепного давления или гидроцефалии;
  • патологические роды, при которых неизбежна травма головки плода;
  • ионизирующее излучение при беременности;
  • интоксикации беременной различного генеза – наркомания, алкоголизм, печеночная или почечная недостаточность, СПИД;
  • различные врожденные заболевания обмена веществ – нескорректированные нарушения обмена углеводов, белков и жиров, билирубина, минеральных веществ;
  • накопление в ЦНС веществ, вызывающих разрушение миелина (оболочек нервов) – лейкодистрофию;
  • наследственные болезни нервов, в том числе факоматозы (кожные нервные синдромы);
  • раннее закрытие швов (родничков) черепа, из-за чего головному мозгу буквально некуда расти и расширяться – краниостеноз, сопровождающийся стойким повышением внутричерепного давления;
  • врожденная полная или частичная потеря функции щитовидной железы – гипотиреоз;
  • различные повреждения плацентарного комплекса, нарушение развития плода – фетопатии.

Внутренние факторы всегда важнее внешних. Ребенок с нормальной генетикой может, хоть и с задержкой, компенсировать различные внешние повреждения.

Симптомы психического заболевания

Первые признаки олигофрении появляются в раннем возрасте, когда ребенок начинает значительно отставать от сверстников в умственном, эмоциональном развитии, наблюдаются различные дефекты психики.

Основные проявления дифференцированных форм олигофрении:

  • невнимательность, невозможность долго сосредоточиться на конкретном действии, проблемы с запоминанием;
  • неусидчивость, детям-олигофренам трудно соблюдать распорядок дня, они не выполняют указаний родителей, гиперактивны;
  • отсутствие эмпатии, ребенок часто ведет себя бестактно, не прислушивается к чужому мнению, ему трудно строить доверительные и дружеские отношения;
  • неумение анализировать события и информацию, делать выводы, умственно отсталым детям сложно обобщать и сортировать предметы, что вызывает проблемы с обучением;
  • возникают трудности адаптации к новым людям, резкая смена привычной обстановки может спровоцировать приступ агрессии;
  • дети-олигофрены на детской площадке, в детских коллективах ищут уединения, так как общение с незнакомыми людьми вызывает трудности.

Внешние признаки — нарушение пропорциональности черепа, телосложения, задержка полового созревания, роста, нос и лицо уплощены, глаза широко расставлены.

Существует множество фотографий больных, на которых можно увидеть ярко выраженные симптомы патологии.

Часто у новорожденных с задержкой психического развития наблюдают расщелину губы, мизинец очень короткий и обращен внутрь, на ладонях видна четкая одиночная поперечная складка.

Олигофрения и шизофрения — разные болезни. Шизофреники редко страдают слабоумием, но у олигофреников также могут проявляться симптомы шизоидных расстройств.

К какому врачу обратиться?

Лечением олигофрении занимаются психиатры и психоневрологи – специалисты оценивают тяжесть заболевания, назначают лекарства и методы вспомогательной терапии, определяют уровень опасности больного для окружающих.

Но поскольку умственная отсталость сопровождается различными нарушениями, для постановки точного диагноза часто необходимо обращаться к другим врачам:

  • дефектолог-дефектолог;
  • психолог;
  • психотерапевт;
  • офтальмолог;
  • кардиолог;
  • ЛОР;
  • эндокринолог;
  • врач инфекционист.

У здоровых людей минимальный уровень IQ составляет не менее 70-90 баллов.

Семейная амавротическая идиотия

Сложная и тяжелая форма умственной отсталости. В основе патологии лежит генетическое нарушение липидного обмена. Первые проявления диагноза чаще всего выявляются в возрасте от трех до шести месяцев. Изменения проявляются дегенеративными процессами в сетчатке, приводящими к полной слепоте, прогрессирующей мышечной слабости и полной умственной отсталости.

В медицинской практике различают четыре разновидности патологии:

  • Являясь ранней формой болезни Тея-Сакса, дети, страдающие этим диагнозом, погибают в возрасте не более трех лет от нарастающей кахексии.
  • Поздняя форма, которую называют болезнью Большовского-Яского, симптомы появляются у детей в возрасте 2-4 лет. Дети умирают в возрасте 5-7 лет.
  • Ювенильный вариант, болезнь Шпильмейера-Фогта-Баттена, начинает проявляться в возрасте от 5 до 15 лет. Больных мучают параличи, судороги, у них развивается слабоумие. Максимальная продолжительность жизни в большинстве случаев достигает 20 лет.
  • Во взрослом возрасте возможно начало развития болезни Куфа. Симптомы схожи со всеми видами данной патологии. Зрение при этом постепенно снижается, развиваются параличи и эпилепсия, отмечается выраженная пигментация глазного дна.

Вне зависимости от формы патологии лечения в настоящее время не существует. Для облегчения страданий больного применяется только поддерживающая терапия.

Диагностика

Обследование начинается со сбора анамнеза, врач выясняет все возможные причины, которые могут спровоцировать умственную отсталость. После этого специалист проводит ряд тестов и анализов для выявления отклонений, оценки степени выраженности.

Методы исследования:

  1. Внешний осмотр для выявления деформаций частей кузова, дефектов и особенностей строения.
  2. Оценка речи, слуха, зрения, скорости мысли, концентрации внимания, мелкой моторики, абстрактного мышления.
  3. Тесты на определение уровня IQ и психологического возраста.
  4. Электроэнцефалограмма позволяет оценить функциональность разных отделов головного мозга.
  5. МРТ – проводится для выявления причин умственной отсталости.

Обязательно провести дифференциальную диагностику, чтобы отличить слабоумие от аутизма, алалии, слабоумия, шизофрении, умственной отсталости.

Важно! Проявления олигофренического синдрома достигают пика дважды, первый период в 6-7 лет и второй в 18-19 лет.

Классификация и стадии развития идиотии

Это устаревшая классификация, поскольку психические расстройства делятся на три стадии: деменция, нарушение и идиотия. Международная классификация болезней (МКБ-10) выделяет четыре степени нарушений интеллектуального развития 2[9] .

F70 Легкий 50–70 Слабость Образован, умею работать
F71 Умеренный 35–50 Дискомфорт Необученный, инвалид
F72 Тяжелый 20–34
F73 Глубокий < 20 Идиот

В современном научном сообществе все реже используются альтернативные термины, определяющие уровень нарушения, хотя официально в отечественной психиатрии они не отменены. Эти термины негативно воспринимаются родственниками больных, да и самими больными: неприятно слышать диагноз «слабость» или «имбецильность». Но самое главное все-таки не то, как звучит диагноз, а наше отношение к страдающим людям, умение правильно его идентифицировать, применять лечение и профилактику.

Пациенты с легкой инвалидностью обладают базовыми навыками самообслуживания. Больные средней и тяжелой степени к этому не способны, у них ослаблены все виды мыслительных процессов, отсутствует реакция на внешние воздействия, так как ослаблены все виды чувствительности. Их эмоции примитивны, чаще всего сводятся к ожесточению и гневу. Двигательная активность хаотична, речь развита очень слабо [10] .

Для больных с тяжелой степенью заболевания характерно тотальное недоразвитие высшей нервной деятельности: они не могут осознанно воспринимать происходящее, совершать осмысленные действия, говорить, у них не вырабатываются навыки, такие люди равнодушны ко всему, что их окружает и недостаточно показать эмоции. Попытки привлечь их внимание даже яркими, резкими раздражителями не приводят к результату.

Больные в глубокой стадии идиотии могут монотонно покачиваться, беспричинно кивать головой или размахивать руками. Их движения примитивны, неуклюжи и лишены какой-либо причины или логики. Диапазон эмоций ограничен удовлетворением или гневом, поведение основано на базовых инстинктах. Чаще всего такие больные находятся в специализированных учреждениях, так как нет возможности адаптировать их к жизни в обществе [9] .

Как проявляется идиотия?

Олигофрения: симптомы, степени умственной отсталости, особенности

Прежде всего отметим, что в настоящее время термин «идиотизм» не используется, он считается устаревшим. Согласно Международной классификации болезней используется такое понятие, как тяжелая олигофрения.

Первые симптомы этого патологического состояния обычно выявляются уже в первые полгода жизни ребенка. Такие дети практически не реагируют на родных, внешние события, адресную речь, проявляют мало интереса к игрушкам и имеют невыразимую мимику. По мере взросления отставание в психомоторном развитии становится все заметнее.

Дети старшего возраста не разговаривают, не воспринимают обращенную к ним речь, практически не проявляют реакции на окружающие события или реагируют неадекватно. Такие больные не могут ни на чем сосредоточиться, не владеют навыками самообслуживания, поэтому нуждаются в постоянном наблюдении и помощи.

Больной человек может совершать лишь элементарные мыслительные операции, способен проявлять минимальное количество эмоциональных реакций. Одни больные идиотией постоянно находятся в состоянии двигательной заторможенности, другие демонстрируют нецеленаправленные, стереотипные движения, например, часто без причины хлопают в ладоши.

У некоторых бывают приступы агрессии. В 2018 году исследователи Волгоградского государственного медицинского университета опубликовали статью, в которой пришли к выводу, что для большинства пациентов с ЗПР характерны признаки агрессивного поведения, в большей степени направленного на других людей — сверстников, взрослых, в меньшей степени — на окружающие предметы, на сами себя.

Довольно часто идиотия сочетается с различными врожденными аномалиями развития, например с полидактилией, синдактилией, врожденными пороками сердца и так далее.

Рекомендации родителям

Мамы и папы особых детей могут получить следующие советы:

  • конечно, услышать такой диагноз для своего ребенка – страшный удар, вызывающий негативные мысли. Появляется чувство вины, обиды на судьбу, гнев, отчаяние, тоска. Но осознать этот факт все равно нужно, и хорошей поддержкой может стать общение с другими родителями, у которых схожая проблема. Также было бы неплохо обратиться к психологу. Необходимо четко делиться своими умениями с тем, что нельзя делать, и, не опуская руки, искать методы и средства решения проблем. Проконсультируйтесь со специалистами. Также желательно собрать как можно больше информации из серьезных источников об умственной отсталости, о том, как и чем помочь ребенку, что делать, куда обращаться. Опыт семей с ребенком-олигофреном и общения с ними бесценен. Откройте для себя и используйте государственные и общественные услуги для семей с детьми с нарушениями развития.
  • Думайте не об ограничениях, а о способностях ребенка, о том, что он может делать и что ему нужно для развлечения. В ваших силах помочь ему стать самостоятельным и как можно больше общаться.
  • Никогда не изолируйте своего ребенка от других людей, детей или взрослых.
  • Несмотря на то, что уровень развития вашего ребенка на определенных этапах ниже, чем у его сверстников, общаться с ним нужно не как с ребенком, а по возрасту.
  • Развитие и обучение должны проводиться регулярно. Целью обучения является социальная адаптация, т.е ребенок должен овладеть языком, письмом и повседневной самостоятельностью.
  • Не ждите ничего особенного, какой-то супер производительности от всех усилий, наслаждайтесь малейшим прогрессом. Но и на этом останавливаться не стоит. Даже если вы понимаете своего ребенка по отдельным словам, этого недостаточно для общения с другими людьми и социальной адаптации.

Для снижения вероятности рождения умственно отсталого ребенка беременной женщине следует помнить:

  • Запрещено пить, курить и принимать наркотики;
  • Вы должны принимать фолиевую кислоту;
  • Вы должны регулярно посещать врача;
  • Соблюдайте диету, включающую фрукты и овощи, цельнозерновые продукты и продукты с низким содержанием насыщенных жиров.

После рождения ребенка:

  • обследование ребенка – это позволит выявить заболевания, которые могут стать причиной умственной отсталости;
  • регулярно посещать педиатра;
  • сделать все плановые прививки;
  • пусть ездит только в шлеме и в машине до необходимого возраста, возите его только в автокресле;
  • избегать контакта ребенка с бытовой химией и краской на основе свинца.

Лечение олигофрении

Деменция – неизлечимое заболевание, но методы медико-психологической коррекции, специальные упражнения помогут больным лучше адаптироваться, сформировать умение обслуживать себя самостоятельно.

Лекарства

В медикаментозной терапии используются препараты, действие которых направлено на коррекцию поведения и улучшение общего состояния человека, большинство препаратов принимают на протяжении всей жизни.

Как лечить:

  • противосудорожные средства – Дроперидол, Сибазон, Фенобарбитал, устраняют судороги, часто сопровождающие структурные изменения в коре головного мозга;
  • ноотропы – Пирацетам, Пантогам, Фенибут, улучшающие мозговое кровообращение, работу нейронов, память, сообразительность;
  • нейролептики – Сертиндол, Зельдокс назначают для купирования приступов агрессии;
  • седативные средства – Нозепам, Триттико, нейтрализуют подвижную возбудимость, тревогу, гиперактивность, агрессивность;
  • антидепрессанты – Паксил, Амитриптилин, приемы для улучшения психоэмоционального состояния;
  • витамины группы В – необходимы для нормальной работы нервной системы;
  • токоферол, ретинол – предупреждает нарушения функциональности ЦНС, син.

При психических расстройствах часто возникают заболевания многих внутренних органов, в основном страдает сердце, что требует применения специальных препаратов.

В состав комплексной терапии обязательно входит массаж шеи и головы – во время сеансов улучшается питание мозговой ткани кислородом и питательными веществами, повышается мышечный тонус, процедура благотворно влияет на настроение и общее состояние больного.

Народные средства

В качестве вспомогательных средств используются нетрадиционные методы терапии, травы с успокаивающим эффектом, лекарственные растения для улучшения мозгового кровообращения и работы нервной системы.

Рецепты:

  1. Смешать в равных пропорциях малину и шиповник, бруснику и листья черной смородины. Заварить 1 столовую ложку л сбора 250 мл кипятка, дать настояться на слабом огне пятнадцать минут. Дозировка — 50-100 мл дважды в день.
  2. 100 г корней элеутерококка измельчить, залить 100 мл спирта, настоять в темном месте 2 недели, процедить. Количество капель настойки на разовый прием равно возрасту ребенка, дают лекарство за полчаса до завтрака и ужина. Продолжительность курса 15-20 дней.
  3. Ванна с успокаивающим эффектом — 4-5 столовых ложек лаванды, хвои, мелиссы заварить в 1 л кипятка, настоять час, процедить, влить в воду, довести температуру жидкости до 37 градусов. Продолжительность сеанса 15 минут.
  4. Приготовить сбор из пустырника, чабреца, корней валерианы и плодов фенхеля, взять по 2 столовые ложки каждого ингредиента л. Смесь залить 450 мл кипятка, настоять в закрытой посуде до остывания, процедить. Давать по 30 мл 2-3 раза в день.
  5. 1 столовую ложку измельченной душицы заварить 400 мл кипятка, настоять полчаса. Дозировка — 25 мл во время еды.
  6. При судорогах 1 чайную ложку полыни залить 250 мл кипятка, настоять 5 часов, процедить. Дозировка – по 30 мл трижды в день, для улучшения вкуса можно добавить небольшое количество меда.

При олигофрении необходимо употреблять больше фруктов и овощей в виде соков, пюре, морсов. Категорически противопоказана любая вредная пища, различные добавки, которые в нее входят, замедляют обменные процессы, сгущают кровь.

Корректирующие упражнения

Специальные программы способствуют формированию необходимых навыков у детей с задержкой психического развития, упражнения основаны на подражании, см. Основная задача – социализация, специалист учит ребенка адаптироваться к нормам поведения, умению взаимодействовать с людьми, развивает познавательные способности.

Психотерапевтические занятия проводятся в специализированных учреждениях, ребенок обучается не только дисциплинам, предусмотренным школьной программой, но и осваивает вербальные и невербальные способы общения. В программу включены занятия по распознаванию эмоций, объяснению и анализу на практике поведения, необходимого в повседневной жизни, для общения с другими людьми.

В домашних условиях родителям рекомендуется заниматься пальчиковой гимнастикой, нарушения мелкой моторики встречаются практически у всех олигофреников. Выполняйте все упражнения вместе с ребенком.

Упражнения:

  1. Попросите ребенка сжать кулак, а затем выпрямить пальцы по одному, считая их вслух.
  2. Ребенок кладет пальцы на обе ладони, затем медленно сводит их вместе так, чтобы сначала касались друг друга только подушечки. Постепенно необходимо свести ладони вместе, вернуться в исходное положение.
  3. Сложите руки в замок, большой палец слева, правая рука поочередно должна быть сверху.
  4. Соберите все пальцы ладони в одну точку, как будто собираетесь что-то посолить.
  5. Ходьба по нарисованной прямой, бег с небольшим предметом в руке.

Развивается мелкая моторика путем лепки, рисования, перемещения мелких предметов, желательно, чтобы ребенок умел сортировать их по размеру или цвету, есть специальные пальчиковые лабиринты и шнуровки.

В программу домашней коррекции также входят уроки музыки, улучшающие речь, слух, интеллектуальные способности и когнитивные функции. Но этот метод эффективен только при незначительных психических отклонениях.

Детям с легкими и умеренными нарушениями развития рекомендуется заниматься активными видами спорта, такими как плавание, походы, катание на лыжах или езда на велосипеде.

От admin