Что такое самооценка

Самооценка: что это такое, как формируется, виды и уровни, функции, диагностика

В психологии определение самооценки дается по-разному. Например, Роберт Бернс (Англия) включает его в свою «Я-концепцию» и трактует как совокупность всех представлений человека о самом себе. У. Джеймс (США) относит его к первичным эмоциям и отождествляет с гневом и болью. С.Л. Рубинштейн (Россия) считал ее стержнем самосознания и показателем уровня развития каждого человека и одним из главных условий превращения индивида в личность.

Если обобщить работы отечественных и зарубежных психологов, самооценку можно определить как личностное образование, формирующееся под влиянием внешних факторов и саморазвития, регулирующее поведение человека и отражающее своеобразие его внутреннего мира.

Это необходимо каждому для самоопределения. Достаточный или недостаточный, может привести либо к гармонии и счастью, либо к конфликтам, неврозам и неудовлетворенности жизнью.

Функции

Адекватная самооценка выполняет ряд важных функций в жизни человека:

  • адаптивный – способствует социализации;
  • защитный – обеспечивает стабильность и независимость;
  • коррекционная – учит самоконтролю;
  • мотивирующий – заставляет двигаться вперед, добиваться поставленных целей;
  • светоотражающая – позволяет увидеть себя со стороны;
  • предиктивное – стимулирует в начале деятельности;
  • развивать — мотивирует совершенствоваться;
  • регулирующий – предоставляет выбор;
  • ретроспективный – позволяет сделать выводы по окончанию деятельности;
  • терминал — позволяет остановиться в любой момент;
  • эмоциональная – дает ощущение гармонии, счастья, самодовольства.

При недостаточной самооценке эти функции нарушаются и приводят к снижению качества жизни.

Какая бывает самооценка

види-самооценки.jpg

Уровни

Уровень может быть:

  • недооцененный (низкий);
  • достаточный;
  • надутый (высокий).

Внутри них градации могут различаться:

  • высокий уровень: выше среднего, высокий, недостаточно высокий;
  • недооцененный: ниже среднего, низкий, недостаточно низкий.

Наиболее серьезные проблемы с самооценкой возникают при ее крайних градациях — если она недостаточно высока или недостаточно низка. При отсутствии психологической помощи это приводит к социальной дезадаптации, профессиональной несостоятельности и неудачам в семейной жизни. Человек не реализуется в некоторых сферах и замыкается в себе, что провоцирует различные расстройства личности и даже суицид.

Виды

В зависимости от актуальности:

  • прогностический (то, что было в прошлом);
  • текущий (тот, что сейчас);
  • ретроспективный (тот, который может быть сформирован в будущем).

В зависимости от дистрибутива:

  • в целом (проявляется человеком в жизни в большинстве ситуаций);
  • личное (на работе, в семье, с друзьями);
  • конкретные ситуационные (в непредвиденных ситуациях, с незнакомыми людьми).

В зависимости от потока:

  • конфликтный/деструктивный;
  • бесконфликтность/конструктивность.

В зависимости от выносливости:

  • устойчивый / стабильный;
  • нестабильный / нестабильный.

Последняя классификация используется достаточно часто, так как неустойчивая самооценка может привести к психологическим проблемам. Например, деспотичный начальник на работе превращается в скромного подкаблучника дома. Результатом является диссоциативное расстройство личности. Или девушка недавно лечилась от алопеции и считала себя хуже всех, а сегодня выиграла конкурс красоты, пусть и районный, и считает себя чуть ли не богиней. Диагноз — мания величия.

Вот почему так важно вовремя формировать и постоянно поддерживать основу для устойчивой самооценки: самоанализ, саморазвитие и здоровые отношения с другими людьми.

Классификация

Уверенность в себе присутствует в каждом человеке. У кого-то он представлен в зачаточном состоянии, на уровне «лучше — хуже», «он может, а я не могу», «меня ругают, а я хороший». Такой уровень самооценки характерен для детей, но может сохраняться и у взрослых. Чаще с возрастом у человека формируется устойчивое мнение о себе, которое сложно исправить.

Уверенности в себе не может быть слишком много – ее либо достаточно, либо недостаточно. В зависимости от того, насколько здраво подходит человек к оценке своих сильных сторон, особенностей, поступков, можно провести адекватную и неадекватную оценку. Самооценка может зависеть от конкретной ситуации или настроения человека. Существует множество критериев, по которым человек оценивает себя, но можно выделить наиболее характерные и присущие большинству.

Краткая характеристика уровней

Основные черты характера человека, обладающего достаточной уверенностью в себе:

  • реалистичный взгляд на себя и свои достижения;
  • критическая оценка своих способностей;
  • ставить достижимые цели;
  • состояние гармонии;
  • самооценка и уверенность;
  • реализация своих талантов и способностей;
  • доброжелательность, но в то же время умение сказать «нет» в нужной ситуации»;
  • умение признавать свои ошибки и исправлять их;
  • самодисциплина;
  • постоянное саморазвитие.

У таких людей обычно стабильный карьерный рост, хорошие отношения в семье, круг друзей и уважение к окружающим.

На повышенных уровнях находятся:

  • непоколебимая самодовольство;
  • навязывать свое мнение всем вокруг;
  • неуступчивость в спорах, неумение проигрывать;
  • не признавая своих ошибок;
  • постоянное соперничество со всеми;
  • возложение вины и ответственности за ошибки на других;
  • отрицание собственных недостатков;
  • эгоизм.

Люди с таким характером могут достичь карьерных высот, но стать деспотичными начальниками. В семейной жизни это деспотичные мужья и наложницы. Они редко заводят друзей. Окружающие стараются их избегать.

Заниженный уровень характеризуется:

  • постоянная самокритика;
  • неудовлетворенность своим поведением, поступками, всей жизнью;
  • неприятие любой критики;
  • нерешительность;
  • боязнь провала;
  • зависимость от мнения окружающих;
  • желание угодить всем;
  • неспособность сказать «нет»;
  • постоянное чувство вины, которое со временем становится невротическим;
  • пессимизм;
  • зависть к чужим достижениям и успехам;
  • подвергается слухам и сплетням.

Такие люди редко достигают профессиональных высот. Это неинициативные серые мышки, которые, тем не менее, неплохо справляются с рутинной работой. В семье это мужчины-цыплята, которые занимаются детьми и хозяйством, и скромные жены, балующие своих мужей во всем. Друзья, если они есть, такие же, как и они. Отношения с окружающими складываются плохо, так как они часто подвергаются остракизму в обществе.

Откуда берется низкая самооценка

Этот вопрос достаточно сложен, так как затрагивает внешние факторы, воздействующие на человека, каждый из которых может прямо или косвенно влиять на самооценку. Одной из причин низкой самооценки психологи называют тяжелое детство. Когда человек растет в атмосфере угнетения, критики и пренебрежения, с возрастом он может столкнуться с аналогичной проблемой. Все с точностью до наоборот: если ребенок часто слышит похвалу и одобрение, самооценка взрослого будет выше.

Другой причиной могут быть любые события, связанные с сильным травмирующим опытом. Кто-то однажды сказал неприятную вещь, и это еще больше повлияло на его отношение к себе. Сюда же относится и опыт неудачи в достижении каких-либо целей. Серьезная неудача может сказаться на уверенности в себе и желании попробовать еще раз. Важную роль в формировании самооценки играет культурный контекст, выраженный через рекламу, средства массовой информации или искусство. Он задает условные стандарты красоты и успешности, не опускаясь ниже которых человек может чувствовать себя лишенным необходимых качеств для достижения целей.

Факторы, влияющие на самооценку

«Самооценка — это субъективный термин, который может колебаться в зависимости от многих переменных», — говорит Сабрина Романофф, доктор философии, клинический психолог и профессор Университета Йешива.

По словам доктора Романофф, вот некоторые из факторов, которые могут повлиять на самооценку:

  • Основные убеждения и ценности
  • Мысли и чувства.
  • Эмоции и психическое благополучие
  • Опыт и взаимодействие с другими
  • Отношения, прошлое и настоящее
  • Здоровье и упражнения
  • Карьера и профессия
  • Деятельность и хобби
  • Сообщество и социальный статус
  • Финансовое положение
  • Смотреть
  • Детский опыт

«Ничего не могу»: «Как справиться с заниженной самооценкой

Как формируется

формирование-самооценки.jpeg

Детская

Дошкольники

У дошкольника самооценка обычно несколько завышена, и это не является патологией. Они просто учатся жить в окружающем мире, идеализируют и его, и себя, стараются быть похожими на взрослых. Никто не хочет критиковать маленьких детей за их внешний вид. Все ими умиляются, их наряжают куклами, ими восхищаются. Их можно ругать за поведение, но это делают люди, которым они доверяют. Несмотря на наказание, они все еще знают, что их любят.

Однако следует помнить, что основы уверенности в себе закладываются именно в этом возрасте.

Недооценка на этом этапе возникает у детей из неблагополучных семей, если они не слышат слов радости в свой адрес и не видят красивых нарядов. После этого, даже если им удастся достичь определенных высот, они всегда будут сомневаться в себе.

С завышенной ценой — как раз наоборот: ребенку покупают все самое лучшее и прививают его эксклюзивность. В будущем, даже если он сам этого не осознает, у него может развиться мания величия. Психотерапевтам может быть крайне сложно разобраться с таким раздутым самомнением на пустом месте.

Начальная школа

У младших школьников самооценка претерпевает существенные изменения. К мнению родителей о ребенке добавляется отношение учителей и одноклассников, и оно может быть разным. Одновременное формирование дисциплины и социальной адаптации постепенно начинает снижать планку. Получается, что по мнению окружающих он не самый умный, не самый красивый и т д. При достаточной поддержке родителей проблем не будет. Если взрослые ругают ребенка за каждую ошибку в школе, самооценка упадет.

Средняя школа

С 5 по 7 класс — относительно спокойный период. Гормональный всплеск, экзамены, влюблённость и прочие испытания ещё не наступили, поэтому дети оценивают себя более-менее адекватно. Завышенная самооценка диагностируется у избалованных родителей, любимых учителей и лидеров мнений в классе. Низкая самооценка распространяется с детства и начальной школы, превращая детей в серых мышей и изгоев.

Средняя школа

По статистике, примерно 50% старшеклассников не могут адекватно себя оценивать. Причин много: половое созревание с гормональными всплесками, безответная любовь, профориентация, предстоящие экзамены, страх перед будущей жизнью вне школьных стен. Большинство молодых людей в возрасте 13-17 лет нуждаются в помощи психолога.

Мужская

Формирование самооценки у мужчин в детском возрасте происходит под влиянием сочетания разных факторов: воспитания, отношений с друзьями, успеваемости в школе и внешности. Даже если есть проблемы в одной из этих сфер, мальчики тут же догадываются о другом.

Хороший пример: вундеркинд худощавого телосложения проваливает уроки физкультуры, но при этом занимает призовые места в математических олимпиадах. Или неудачник, который не получает науки, идет в спорт и добивается там результатов.

Во взрослом возрасте мужская самооценка зависит в основном от карьерного роста, дохода и социального положения.

По статистике 20% мужчин имеют низкую самооценку, 40% — завышенную и 40% — адекватную.

Женская

Самооценка женщины чаще всего формируется под влиянием отца. Если он воспитал ее как принцессу (в пределах разумного), во взрослой жизни проблем обычно не возникает. Если он не смог найти подход к дочери или вовсе отсутствовал, решающим фактором становится материнское воспитание, а в подростковом возрасте сначала влияние подружек, а затем и внимание мальчишек.

Во взрослом возрасте женская самооценка во многом зависит от внешнего вида и признания со стороны мужчин. Даже железные леди, занимающие руководящие должности, чувствуют себя хрупкой девушкой, ждущей защиты и комплиментов от слабого пола.

По статистике 75% женщин имеют низкую самооценку, 10% — завышенную и 15% — адекватную. Это связано со склонностью к самоанализу, пристальным и не всегда оправданным вниманием к мельчайшим деталям, высокой требовательностью к себе.

Несмотря на то, что фундамент самооценки закладывается в детстве, ее развитие происходит на протяжении всей жизни, так как зависит от внешних факторов: карьеры и социальной адаптации в первую очередь. Примером могут служить звезды, добившиеся мировой известности, которые в детстве подвергались унижениям со стороны сверстников или родителей. Джулия Робертс, например, ненавидела себя за большой рот, а Сильвестр Сталлоне — за паралич лицевого нерва. Сейчас они успешны, всеми любимы и довольны собой.

Как проявляется завышенная самооценка и чем она может навредить?

При завышенной самооценке индивидуум склонен переоценивать свои способности и, следовательно, имеет повышенный уровень требований. Он уверен в себе, берется за самые сложные дела, превосходит даже свои настоящие способности, безапелляционный в суждениях и ослиный в высказываниях. Его практически невозможно переубедить, он не считается с чужим мнением, склонен идеализировать собственную личность.

Наиболее важными признаками завышенной самооценки являются такие проявления:
• Высокомерие и высокомерие.
• Отсутствие самокритики и болезненное восприятие критики со стороны других.
• Безграничная самоуверенность, отсутствие авторитета, игнорирование чужого мнения.
• Лидерские амбиции, стремление всегда и везде быть первыми, зависть и неприязнь к более успешным людям.
• В случае провала проекта, непризнания своей вины и некомпетентности, проявления агрессии по отношению к конкурентам, перекладывания ответственности на других.
• Навязывание своего мнения, совета и опыта, даже если они никого не интересовали.
• Преобладание собственного «я» в любом разговоре, который он все равно переведет в обсуждение любимого и общего хвастовства.
• Человек с завышенной самооценкой часто становится токсичным, потому что он больше склонен доводить до нервного срыва окружение, чем себя, потому что он независим от чужого мнения и совершенно не озабочен этим. Узнайте больше о токсичных отношениях.

Чаще всего истоки завышенной самооценки кроются в детстве, когда избалованный ребенок привык быть в эпицентре внимания взрослых и всегда получать то, что требуется. Маленький семейный кумир, которым все восхищаются, потакает каждому его капризу и исполняет его желания, начинает верить в свою исключительность и с такими убеждениями вступает во взрослую жизнь. Кстати, завышенная самооценка может формироваться и во взрослом возрасте при наличии исключительных обстоятельств. Например, когда девушка оказывается единственной представительницей слабого пола в чисто мужском коллективе или отличается выдающимися внешними данными, привлекающими к ней всеобщее внимание.

Диагностика

тест.jpg

Дембо-Рубинштейн

Одним из наиболее известных и адаптированных методов диагностики является метод Дембо-Рубинштейна. Она была развита в 1962 г. Т. В. Дембо (американский психолог), а затем дополнена в 1970 г. С. Я. Рубинштейном (советский психолог).

Психолог последовательно чертит на листе бумаги вертикальные линии, объявляя, что это шкалы счастья, характера, ума и здоровья. Одному человеку дается задание сделать на них отметку. После этого его просят показать, где, по его мнению, на этих столбцах располагаются счастливые люди. Нетрудно догадаться, что ниже их лежат те, у кого низкая самооценка; над ними — у кого завышенная оценка; где-то рядом — кому хватит.

Рубинштейн, используя модификацию теста Де Грифа, дополнил этот диагноз педиатрическим вариантом. Школьникам при работе со шкалой ума предлагается сравнить себя с учителем и одноклассниками и т д

Шкала Занга

Цель методики – выявить уровень самооценки тревожности. Он был разработан психотерапевтом У. Зангом в Университете Дьюка (Северная Каролина, США). Шкала самооценки состоит из 20 утверждений, на которые вы должны дать односложный ответ:

  • редкий;
  • иногда;
  • часто;
  • часто.

Перед заполнением анкеты их предупреждают, что ответы следует давать исходя из собственного состояния за последние 5-6 дней.

Затем психолог суммирует баллы и получает результат:

  • до 44 — нормально/соответствует достаточной уверенности в себе;
  • 45-59 — легкая или умеренная тревожность/самооценка требует адаптации, может быть как завышенной, так и заниженной;
  • 60-74 — выраженная или выраженная тревожность/заниженная самооценка;
  • 75-80 — крайне тяжелое тревожное расстройство/критически заниженная самооценка, требующее серьезного вмешательства специалиста.

Zung Anxiety Rating Scale (сокращенно ZARS — Zung Anxiety Rating Scale) позволяет определить самооценку человека, а не только степень его тревожности.

Листы самооценки

Активно используется учителями совместно со школьными психологами или менеджерами. Они позволяют определить, как учащиеся/сотрудники оценивают себя в классе/на рабочем месте. Регулярный контроль результатов позволяет определить уровень уверенности человека в себе.

Пример листа самооценки младшего школьника:

Лист самооценки для младшего школьника

Для старшеклассников:

Лист самооценки для гимназии

Сотрудников обычно просят оценить по десятибалльной шкале такие показатели, как:

  • объем выполненных задач;
  • качество их выполнения;
  • компетентность;
  • независимость;
  • стремление к саморазвитию, повышению квалификации;
  • пунктуальность, дисциплинированность;
  • бережливость;
  • надежный;
  • отношения с коллегами;
  • отношения с начальством;
  • инновационная активность, креативность, творческий потенциал;
  • социальная работа.

С результатами таких диагностических листов работают штатные психологи. В клинических и запущенных случаях оказывают посильную помощь или направляют к более опытному и профессиональному специалисту.

Диагностика не ограничивается этими методами, их гораздо больше. Но чаще всего используются именно тестовые опросники (Лари, Розенберга, Айзенка, Будасси, Кеттелла, Шура и др).

Предупреждение. Многочисленные онлайн-тесты не дают точного представления об уровне уверенности в себе по разным причинам: неизвестное авторство, неподходящее окружение и состояние (психолог готовится к такой диагностике), короткая и непрофессиональная интерпретация результатов, одноразовые и развлекательный. Так что, если вам интересна эта тема, либо идите на консультацию к профильному специалисту, либо ищите известные авторские анкеты.

Процесс формирования самооценки

Самооценка детей дошкольного возраста:

  1. Относительно адекватное и устойчивое самовосприятие (достаточная уверенность в себе) — способен анализировать свои действия, больше ориентирован на знания о себе, чем на оценку взрослых, быстро овладевает навыками самоконтроля.
  2. Недостаточное и неустойчивое самовосприятие (дефицитная самооценка) — с трудом видит существенные качества, анализирует свои действия, мало качеств для признания, нуждается в руководстве в формировании навыков самоконтроля.
  3. Самовосприятие связано с чужими оценками (неуверенность в себе) — не стремится заглянуть в свой внутренний мир, самовосприятие неустойчиво, в практической деятельности практически не ориентируется на свои возможности.

Этапы формирования самооценки студента:

  1. В первом классе достаточно научить детей пользоваться инструментами оценивания, выбирать критерии оценивания своей работы и сравнивать свою оценку с оценкой учителя. Ребенку необходимо показать важность оценочной деятельности.
  2. Во-первых, он учится сравнивать свою работу с эталоном. Стандарт — это образец написания букв и цифр. Расхождение между этими двумя оценками подлежит рефлексии. В ходе диалога, в котором сравниваются оценки, учащийся понимает причину своей ошибки, проговаривает алгоритм действий, понимает суть изучаемого материала.
  3. Обучение само- и взаимооценке продолжается во 2-4 классах, но с большей степенью самостоятельного участия учащихся в этом процессе.

Механизмы формирования самооценки:

  1. Идентификация представлена ​​как процесс эмоционального и иного самоотождествления человека с другим человеком, группой, примером.
  2. Индивидуализация – это стремление индивида выделиться среди других с целью формирования собственной внутренней позиции по отношению к другим людям и самому себе, для реализации собственной целостности.
  3. Рефлексия – это самоанализ и самонаблюдение за собственным поведением в деятельности и общении, с помощью которых человек стремится достичь наиболее полного знания о себе, что позволит ему владеть собой, проявлять уверенность в себе, что имеет большое значение для самообразования и саморегуляции.

Этапы формирования уверенности в себе:

  • каждый человек сам влияет на формирование собственной самооценки;
  • каждый человек мыслит и действует в соответствии с уровнем собственной самооценки;
  • самооценка каждого человека напрямую влияет на отношение к нему окружающих людей;
  • самооценка человека может колебаться в зависимости от отношения окружающих.

Самореализация играет важную роль в самооценке.

Определение 2

Самоактуализация – это стремление полностью раскрыть свой потенциал. Эта концепция основана на теории, созданной в 1943 году Абрахамом Маслоу. Психолог наметил иерархию психологических потребностей, иллюстрирующую порядок мотивации человека.

Заметка 2

В основании пирамиды мотивации Маслоу находятся физиологические потребности, такие как воздух, которым мы дышим, и пища, которую мы едим. Как только эти потребности будут удовлетворены, вы можете перейти к потребностям в безопасности, любви, принадлежности и самоуважении.

Самоактуализация происходит, когда более основные потребности удовлетворены или находятся в процессе удовлетворения, и становится возможным стремиться придать жизни смысл, личную и социальную реализацию — через творчество, интеллектуальный рост и социальный прогресс.

Техники работы

уверенность-в-себе.jpg

В НЛП (нейролингвистическом программировании) существуют различные техники работы с самооценкой для ее коррекции и правильного формирования.

Положительный настрой

Важно оценивать каждую ситуацию позитивно. Если это удалось, похвалите себя; если это был провал, делайте выводы и работайте над ошибками. Эта техника предполагает произнесение аффирмаций, самоубеждение.

Список слабых и сильных сторон

создано 2 списка. В первом указаны положительные качества и черты характера, во втором – отрицательные. На работу над каждой слабостью выделяется определенное количество времени (3 дня, неделя, месяц, полгода). В конце семестра подводятся итоги и переписываются списки.

Листы ожидания — собственные и другие

Один список содержит ваши собственные цели и задачи, другой – то, что другие ожидают от вас. Точки сравниваются, кресты остаются, а параллели отбрасываются или приостанавливаются в зависимости от ваших предпочтений.

Например:

  • родители хотят, чтобы вы получили высшее образование;
  • молодой человек видит в вас домохозяйку и мать своих детей;
  • друг уговаривает его открыть собственную студию звукозаписи.

Вы планируете сами стать владельцем студии — этот пункт остался. Вы тоже не отказываетесь от возможности окончить ВУЗ, но это в будущем — отложите. А вот домохозяйкой быть точно не хотите — зачеркните.

В чем суть техники? Поможет четко расставить смысловые приоритеты не только перед собой, но и перед окружающими. Вы сможете излагать им свои планы и двигаться к намеченной цели.

Самоанализ

Ежедневно перед сном рекомендуется мысленно или письменно анализировать, как прошел день, что важного произошло, степень вашего участия в случившемся. Постарайтесь понять, почему вы поступили в той или иной ситуации именно так, а не иначе, что можно исправить, каких ошибок следует избегать в будущем.

Постановка целей

Подумайте, к какой цели вы стремитесь и что вам предстоит для ее достижения. Соответствует ли уровень ваших требований вашим способностям? Вы хотите стать менеджером отдела? Подумайте, сможете ли вы нести это бремя на себе, когда на вас смотрят коллеги, родственники и друзья. Если ожидания верны, вы обладаете достаточной уверенностью в себе, добиваетесь желаемого. Если вы хотите, а другие нет, поговорите с ними (открыто, без агрессии), почему, и начните работать над снижением планки. В противном случае научитесь смотреть на себя со стороны и думать о себе в позитивном ключе.

Все вышеперечисленные методики являются самостоятельной работой над уверенностью в себе, которая позволяет адекватно посмотреть на себя со стороны. Но в некоторых случаях помощь специалиста необходима. У психологов есть свои методы коррекции.

Обучение

Психолог может записать вас на различные групповые тренировки. Они учатся общаться, смотреть на себя чужими глазами, доверять. Для этого используются тесты, ситуационные задачи и ролевые игры.

Метод с тремя вопросами

У психологов есть отличная методика, состоящая всего из трех вопросов: Что я такое? Чем я отличаюсь от остальных? Как я отношусь к себе? Ответы можно обсуждать часами, днями или даже неделями. Результат курса – формирование адекватного отношения к себе и видения себя в окружающем мире.

Эго-состояние по Бёрну

Популярная методика, используемая для работы с различными психологическими проблемами. Клиент оценивает отношения между тремя образами, живущими в нем: Родителей, Взрослых и Детей. При достаточной самоуверенности мирно уживаются, при переоценке капризное и эгоистичное Детское правило, при недооценке за все отвечает строгий родитель. Задача коррекционного курса сделать их равными.

Самооценка является одним из основных понятий в психологии, на котором базируются многие другие. Отсюда происходят некоторые расстройства личности, лишь косвенно связанные с физиологией. Поэтому вы должны постоянно следить за собой, чтобы под влиянием каких-то факторов не опускать и не поднимать эту планку. Ведь от этого будет зависеть ваш успех и самодостаточность.

Связь низкой самооценки и неуверенности в себе

Для начала перечислю основные признаки заниженной самооценки:

  1. Повышенная чувствительность к критике
  2. Зависимость от мнения других
  3. Пассивность
  4. Нерешительность, боязнь ошибиться
  5. Беспокойство
  6. Чрезмерная ревность
  7. Зависть — это когда вы сравниваете себя с другими людьми в ущерб себе
  8. Чрезмерная самокритика
  9. «Мания величия» — это обратная сторона заниженной самооценки (или нарциссизма, о чем я писал в этой статье).

Человек, у которого есть хотя бы некоторые из вышеперечисленных признаков, не уверен в себе. В результате он редко добивается успеха в карьере, личной жизни и даже в бытовых мелочах.

Поэтому связь между низкой самооценкой и уверенностью в себе будет предельно простой: человек уверен, что у него ничего не получится. То есть низкая самооценка является прямой причиной неуверенности в себе. Человек считает себя недостаточно образованным для успешной карьеры, недостаточно обаятельным для отношений с противоположным полом, недостаточно талантливым для занятий творчеством. Во всех сферах жизни неуверенный в себе человек обнаружит, что ему этого недостаточно».

Поэтому, чтобы стать уверенным в себе человеком, нужно начать с повышения самооценки. Ниже я расскажу о том, как это сделать.

Получить консультацию
психолог

Как самооценка влияет на человека

Многие факторы влияют на самооценку, и в то же время есть много вещей, влияющих на самооценку. Это влияет на процесс принятия решений, наши отношения с другими людьми, эмоциональное здоровье. Давайте подробнее рассмотрим, как уверенность в себе может повлиять на человека в целом, учиться и строить карьеру.

На личность

  • Регуляторная функция отражает степень удовлетворенности или неудовлетворенности собой, уровень самооценки. Это в свою очередь помогает человеку осознать собственный успех или неудачу, поставить дальнейшие цели.
  • Защитная функция обеспечивает относительную самостоятельность личности, формирование собственного мнения, которое человек может высказывать и отстаивать в общении с другими людьми.

На обучение

В подростковом возрасте самооценка учащегося оказывает существенное влияние практически на все, что он делает в школе: как он справляется с трудностями, как взаимодействует с другими людьми. Как в детстве, так и во взрослом возрасте низкая самооценка может снижать желание человека учиться, его способность сосредотачиваться на процессе обучения. В то же время из-за завышенной самоуверенности и внутренней позиции «я все знаю» у человека может в принципе пропасть желание познавать новое, а значит, развиваться.

На профессиональную сферу

О том, что самооценка может серьезно повлиять на профессиональную сферу человека, говорят эксперты, опрошенные РБК Тренды. По словам гештальт-терапевта и консультанта онлайн-психологической помощи YouTalk Валентина Оськина, низкая самооценка мешает человеку работать, развиваться и иметь высокий доход.

«В реальности человек с низкой самооценкой может быть хорошим профессионалом, может быть, не самым лучшим, но хорошим. Такое представление о себе часто заставляет человека не только полагать, что его деятельность нехороша, но и что он не в состоянии ее исправить — ведь надо быть умнее, волевым, сознательным, терпеливым и так далее, говорит эксперт.

Фото: Unsplash

От admin