Социализация — это обучение человека соблюдению социальных норм
Социализация — это процесс усвоения индивидом социальных норм, нравов, правил, ценностей для того, чтобы он стал полноценной ячейкой общества, обладающей способностью взаимодействовать с такими же другими ячейками.
Социальные нормы – меры правильного (желаемого) поведения личности, регулирующие отношения между людьми (делающие их приемлемыми). Нормы устанавливаются общие для всех с характерными для них правилами поведения и регулируют социальные отношения между людьми.
Социальные нормы возникают с течением времени в результате воли и сознательной деятельности людей. При этом они всегда соответствуют типу культуры и характеру социализации общества (у разных людей разные правила хорошего вкуса).
Важно понимать, что социальные нормы делятся на:
- Обязательные – например, прописанные в законах, которые требуют их выполнения и предусматривают штрафы за несоблюдение.
- Факультативными (неписаными) являются нормы этикета, обычаи, традиции, обряды, религиозные нормы и нормы морали.
Социализация включает в себя приобретение навыков в таких областях, как:
- социальное;
- физический;
- интеллектуальный.
Социализация — двусторонний процесс. С одной стороны, идет передача информации, опыта и правил из общества (что это такое?). С другой стороны, восприятие и усвоение их человеком. Успех процесса зависит как от «учителей» (социальных агентов), так и от «ученика».
Есть люди, которые наживаются на социальных нормах, заставляют других им соответствовать, но сами абсолютно им не следуют (только делают вид). Это социопаты, о которых мы уже говорили.
Примеры социализации
Одним из простейших примеров социализации является процесс взаимодействия ребенка со сверстниками в детском саду, где он усваивает первые правила общения. Ребенок видит, что если ты будешь делиться игрушками с другими детьми, то сможешь найти друзей, а если будешь жадничать, то другие дети не будут с тобой общаться. Такое усвоение функций взаимодействия в обществе — это и есть социализация.
Другой пример — школа. В школе подросток усваивает особенности общения с другими детьми, осознает сущность и механизм конфликтов, начинает общаться с противоположным полом, проявляет интерес и думает, как заинтересовать. В рамках такого взаимодействия со сверстниками подросток не только усваивает определенные социальные нормы, осознает культурные ценности, но и начинает лучше понимать себя.
Социализация проявляется и в быту. Человек усваивает установленные правила поведения в обществе, осознает, что хорошо и правильно уступать место пожилому человеку в транспорте, что важно уважать других людей независимо от национальности, цвета кожи и национальности.
Таким образом, социализация помогает человеку усвоить основные правила поведения в обществе, осознать социальные и культурные ценности, лучше понять других людей и узнать себя.
Как, где и когда проходит процесс социализации
Важную роль играет не только врожденное качество личности, но и окружение, выстроенное вокруг: родители, дальние родственники, друзья, одноклассники, однокурсники, люди с таким же кругом интересов, коллеги по работе.
Формирование личности зависит от их:
- тип мышления;
- уровень развития;
- образование;
- эстетические виды;
- мораль;
- традиции;
- увлечения.
Для того, чтобы вы узнали, какие моральные ценности есть у другого человека, ему не нужно читать вам целую лекцию о том, каковы его жизненные позиции и его отношение к различным ее сторонам.
Ведь люди реагируют на определенные вещи не только вербально. Существуют разные способы выражения чувств, одобрения или пренебрежения. Так мы узнаём их отношение к нам и нашим поступкам даже без слов, что-то перенимаем, если это значимый для нас человек, социализируемся.
Вот почему так важно общаться с разными людьми для расширения своего мировоззрения.
Не забывайте, что процесс становления в обществе происходит не только в детстве, а продолжается всю жизнь. Все новые и новые ситуации приносят новый опыт.
Новые условия воздействуют на человека, где он приобретает новые знания и навыки. Взрослые также способны пересмотреть моральные нормы, которым они следовали ранее. Например, они избавляются от своего наивного детского взгляда на мир.
Если мы посмотрим на социализацию в более широком смысле, то увидим, что она действительно помогает сохранить общество. Последний постоянно пополняется новыми членами, которых нужно воспитывать, давать базовые знания, обучать правилам общежития. Только при таких условиях возможно его успешное функционирование.
Отсюда можно сделать вывод, что социализация преследует 2 цели:
- научить человека взаимодействовать с обществом.
- пополнить общество новой ячейкой, чтобы оно продолжало процветать.
Формы социализации
Различают две основные формы социализации: направленную и ненаправленную.
Управляемая социализация – это система воздействия на человека, которая была выработана обществом для воспитания ценностей, господствующих в этом обществе. Образование является одним из основных средств этой формы социализации.
Ненаправленная социализация – это стихийное/неконтролируемое формирование личности в обществе.
Эта форма социализации представляет больший интерес для исследователей, так как этот процесс носит стихийный характер и результатом может быть, например, виктимизация человека.
Чем важна первичная социализация в группе сверстников
Детский сад и школа являются важными агентами социализации, которые способствуют усвоению правил, установленных в обществе.
Помимо предметов, учебные заведения дают детям скрытую программу: учат ждать своей очереди и соблюдать дисциплину, работать в команде, терпеть потери и привыкать к бюрократии.
Но, пожалуй, самое главное – это общение со сверстниками. Благодаря ему дети, оказавшиеся в центре внимания родителей, начинают понимать, что не все будет происходить по их правилам, а потому необходимо прислушиваться к другим и учитывать их потребности. В общении с окружающими ребенок учится разделять пожелания группы и работать в команде, иногда жертвуя своими порывами.
И от того, насколько успешно пройдет этот этап, зависит вся его дальнейшая жизнь.
Отсутствие социальных навыков может помешать ребенку выражать себя и понимать других. Чаще всего эта проблема возникает у детей, родители которых предпочитают строгий стиль воспитания, основанный на жесткой дисциплине и наказаниях.
Частые конфликты, пренебрежение чувствами, неприятие поведения – все это мешает ребенку развивать эмпатию и овладевать навыками нормального общения.
Дети из таких семей с трудом находят контакт со сверстниками, рискуют оказаться в социальной изоляции или стать предметом насмешек. И то и другое оказывает сильное влияние на психическое, а иногда и физическое, здоровье.
Плохая социализация в школьные годы может привести к депрессии, тревоге и поведенческим расстройствам в подростковом возрасте.
Более того, одинокие и запуганные жертвы во взрослом возрасте чаще имеют лишний вес и проблемы с сердечно-сосудистой системой, чем те, кто успешно адаптируется в детском коллективе.
Почему важна первичная социализация в семье
Даже такие, казалось бы, базовые навыки, как способность нормально ходить, распознавать жесты и реагировать на боль, требуют тренировки.
Книга по социологии рассказывает историю девушки, которую нашли в квартире родителей-изгоев. Лишенная элементарного ухода и общения, семилетняя Даниэлла не могла говорить, странно двигалась и не могла взаимодействовать даже с помощью простых жестов.
Она не смотрела в глаза, не умела жевать и глотать твердую пищу, не умела плакать и не реагировала на раздражители, обычно вызывающие боль.
Но даже в не столь запущенной форме отсутствие социализации в раннем возрасте может сломать всю дальнейшую жизнь человека. В книге «Биология Добра и Зла» Р. Сапольский. Биология добра и зла: Как наука объясняет наши действия» Роберт Сапольски ярко доказывает это, вспоминая события в Румынии при диктаторе Николе Чаушеску.
После запрета абортов и контрацепции в 1980-х годах специальные учреждения были заполнены брошенными детьми. Из-за нехватки рабочих их содержали в ужасных условиях, недоедали и лишали элементарного общения и ухода.
В более позднем возрасте воспитанники приюта испытывали когнитивные нарушения, проблемы с привязанностью, депрессию и тревогу.
Более того, даже мозг у них был другим: серого и белого вещества было меньше, наблюдался медленный метаболизм лобной коры, нарушение связей между разными отделами мозга и увеличение миндалевидного тела.
Таким образом, первичная социализация в семье оказывает огромное влияние на всю последующую жизнь человека. Психологическая травма детства, насилие и другие неблагоприятные условия гораздо позже могут привести к психическим расстройствам и проблемам во всех сферах жизни.
Кроме того, это влияет и на следующий этап социализации — общение со сверстниками.
Этапы социализации
Социализация – это многоэтапный процесс, который длится десятилетиями. Начнем с того, что оно проходит, то есть гармоничное вхождение индивида в предлагаемые условия социальной среды. Адаптация характеризуется тремя направлениями: физиологическим, социальным и психологическим.
- Физиологическое направление способствует знакомству с окружающей средой и формированию социальных связей, помогающих обеспечить самореализацию. Человек общается с окружающей средой и осознает окружающее пространство, применяет дополнительные усилия для достижения целей, стоящих перед коллективом.
- Индивидуализация – это этап, когда человек уже полностью определился со своим местом, сформировался как личность со своими позициями, убеждениями и оценками происходящего вокруг. Если человек в обществе изначально стремится к равенству с другими членами, то на стадии индивидуации человек пытается стать отличным от среды, но при этом его личностные характеристики должны укладываться в рамки принятых в обществе ценностей.
- Интеграция отражает процесс принятия личности другими членами общества. В результате формируется своеобразный консенсус – общество, принимая индивида в свое общество, налагает на него обязательства по соблюдению определенных норм и правил поведения. Новички, полезные социальной группе, обладают более высоким интеграционным потенциалом. В такой ситуации не исключена возможность предоставления индивиду определенных преференций и послаблений, возможность несоблюдения тех или иных критериев, принятых в группе.
Агенты социализации, социальные статусы и роли
Агентами социализации являются люди и институты (организации), формирующие наши нормы.
- В детстве это семья, учебные заведения, церковь, неформальные объединения.
- Во взрослой жизни это касается и: Трудового коллектива, СМИ, государства, политических партий и других институтов (науки, бизнеса и т.п)
Так на протяжении всей жизни индивид впитывает социальные нормы, формирует свой социальный статус и осваивает определенные социальные роли, которые ему предстоит примерить на себя. Что это такое? Давайте взглянем.
Социальный закон – это место, занимаемое человеком в обществе (ячейке), которое определяет объем его прав и обязанностей.
Мы всегда занимаем положение в обществе, которое зависит от нашего семейного положения, возраста, работы, дохода, образования, профессии.
- Некоторые статусы мы получаем вне зависимости от нашего желания. Это прописанные статусы — например, сын, дочь, мужчина, женщина и т д.
- Другие статусы называются достижимыми — например, муж или жена, смотритель или президент и так далее
Социальная роль – это модель поведения, ориентированная на определенный социальный статус.
Например, у вас родился ребенок и вы обрели новый статус – матери или отца. В связи с этим у вас возникает потребность сыграть новую для себя социальную роль родителя, чтобы соответствовать новому статусу. Отличие от статуса в том, что он существует, а роль может выполняться или не выполняться.
Факторы и виды социализации
Мы уже познакомились с условиями, влияющими на формирование личности, поэтому нам остается только систематизировать эти знания и дополнить их.
Факторы, влияющие на социализацию:
- Микро — условия и люди, непосредственно влияющие на формирование личности (родственники, воспитание в семейном кругу, друзья, работа).
- Мезо — место проживания индивидуума (район, город).
- Макро — концепция воздействия на человека в больших масштабах (правительство, планета, вселенная).
Классификация типов социализации в зависимости от возраста и развития человека:
- Первичный — от рождения до совершеннолетия (25-30 лет).
- Во-вторых, сломать старые шаблоны. Человек переоценивает все нормы, которые были восприняты в детстве и юности. Формируются новые личные правила и взгляды. Этот тип социализации продолжается до конца жизни.
Типы формирования личности по другому признаку:
- Пол — в зависимости от пола. Девочек воспитывают и учат по одному принципу, мальчиков — по другому.
- Группа — в зависимости от социальной группы, в которой индивид проводит большую часть своего времени (родители, круг знакомых, коллеги).
- Организационная – относится к социализации в коллективе (в школе, на работе).