Определение болезни. Причины заболевания

Дизартрия – нарушение речи, вызванное органическим поражением нервной системы. Дизартрия у ребенка формируется из-за недостаточного снабжения нервными окончаниями органов речевого аппарата. Связь между органами речи и центральной нервной системой ухудшается, у ребенка возникают проблемы с правильным произношением звуков.

Наиболее частой причиной дизартрии является гипоксия плода при беременности, то есть недостаток кислорода, поступающего к плоду от матери. Это может произойти при разных обстоятельствах:

  • неблагоприятные условия окружающей среды;
  • соматические заболевания, перенесенные будущей мамой во время или до беременности;
  • вредные привычки обоих родителей;
  • наследственная предрасположенность.

Негативное влияние могут оказать травмы, полученные ребенком во время родов, тяжелые инфекционные заболевания нервной системы, перенесенные в раннем детстве и имевшие различные осложнения, например менингит.

Менингит у детей

В пожилом возрасте причиной дизартрии могут быть черепно-мозговые травмы, нарушения кровообращения, опухоли головного мозга и инсульты. Существует и наследственный фактор, например наследственные заболевания нервно-мышечной системы .

Таким образом, дизартрия может быть как врожденной, так и приобретенной.

Чаще всего при рождении таким детям ставят какой-либо неврологический диагноз: микроочаговый синдром, перинатальная энцефалопатия, пирамидная недостаточность и др..

Если вы испытываете подобные симптомы, обратитесь к врачу. Не занимайтесь самолечением — это опасно для вашего здоровья!

Симптомы дизартрии

Одним из симптомов дизартрии является нарушение или невозможность сохранения позы органов артикуляции и/или ряд их изменений. При этом ребенок не может принять данное положение языка/губ, например, поднять язык у верхних зубов и задержать на несколько секунд, опустить у нижних зубов и засунуть туда. Ребенку трудно цокать языком (упражнение «Лошадь») и держать подбородок и губы неподвижно в улыбке. Возможен вариант, когда мышцы лица и языка слишком напряжены. Либо язык все время расслаблен, безвольно лежит под ним, рот постоянно открыт. Это вроде бы просто привычка, но для опытного логопеда и невролога это признак, говорящий о слабости мышц органов артикуляции, а значит, их слабой иннервации (нервного снабжения).

Есть проблемы со звуком. Это самый явный симптом для родителей и всех окружающих. Многие согласные звуки полностью отсутствуют, ребенок не произносит их даже после достижения пятилетнего возраста, когда речь уже должна быть сформирована.

Или звуки есть, но некоторые из них явно искажены. Возможны разные варианты искажения:

  • межзубное произношение C, Z, известное как шепелявость;
  • искажение W, W, где звук получается с обертоном F<;
  • среднее произношение, когда звук одинаково похож и на Ш, и на С;
  • неправильный звук Л (обычно равен [Б]);
  • искажение звука [P] (наблюдается чаще других).

Нарушается темпо-ритмическая организация речи. Другие замечают, что речь спутана, очень быстрая, ребенок проглатывает части слов или выбрасывает слова из предложения полностью. Реже, наоборот, говорит медленно, тихо, слабо, как старая пластинка, растягивая фразы. Речь обычно невнятная, у ребенка создается ощущение «каши во рту.

дыхание при произнесении у ребенка с дизартрией спутано, он как бы задыхается, требуется время, чтобы отдышаться и продолжить разговор.

Голос может измениться: стать глухим, плоским . Звонкие и глухие согласные звучат почти одинаково.

Симптомы и проявления у детей

У больных нарушается проведение нервного импульса к органам речи. Из-за этого речь неразборчивая, смазанная, звуки нечеткие. Мышечный тонус изменяется по-разному:

  1. Могут быть спазмы в мышцах. Губы смыкаются из-за спазмов, что затрудняет речь;
  2. Снижение тонуса приводит к расслаблению мышц, невозможности их сокращения. Рот открыт, губы приоткрыты. Это слюнотечение. Вследствие паралича мышц мягкого неба голос становится гнусавым;
  3. Дистония – патологическое сокращение мышц, приводящее к резкому повышению мышечного тонуса во время разговора.

Нарушения звукопроизношения проявляются различными симптомами. При нормальном психофизическом развитии дошкольника речевая ошибка состоит из простых нарушений звукопроизношения. В противном случае речь наполняется неправильным произношением звуков, заменой их более простыми или пропусками. Разговор медленный, малопонятный.

Из-за сложности воспроизведения и того, что приходится прилагать усилия, чтобы что-то сказать, малыши быстро устают, поэтому мало говорят или молчат.

Характерной чертой речевых ошибок является сложность исправления и их устойчивость. Изменены все звуковые блоки, включая вокал. Шипение и свист труднопроизносимы, поэтому их заменяют межзубной и латеральной парой. Также есть проблема с твердыми согласными: дошкольник или школьник произносит их слишком громко или слишком тихо.

Патология сопровождается изменением дыхания. Выдох длительный, дыхательные движения частые, прерываются во время разговора. Голос тихий, как будто пропадает во время разговора. Нет интонации. Нарушается восприятие звуков, их анализ. Не хватает словарного запаса, страдает грамматическая сторона речи. Характеризуется общим и фонематическим недоразвитием речи. Письмо тоже страдает.

Патогенез дизартрии

Патогенез дизартрии определяется органическим поражением нервной системы (как центральной, так и периферической). Происходит это под влиянием вредных факторов, чаще во внутриутробном периоде развития, в момент рождения или в раннем детстве.

Центральная и периферическая нервная система

Из-за недостаточного снабжения речевого аппарата нервными клетками нарушаются связи периферических органов (в нашем случае органов речи) с центральной нервной системой, поэтому управление этими органами отчасти затруднено. Это в свою очередь отрицательно сказывается на развитии мышечной ткани речевого аппарата. Нарушается тонус мышц: они становятся скованными (неподвижными), паретичными (слабыми) или спастическими (возникают спазмы) и т д. Вся эта симптоматика препятствует четкой нормативной фонации звуков речи .

Классификация и стадии развития дизартрии

В зависимости от поражения структур головного мозга выделяют следующие формы дизартрии.

Бульбарная дизартрия является следствием поражения бульбарной группы черепных нервов: языкоглоточного, блуждающего и подъязычного. Характеризуется слабостью артикуляционных мышц, снижением мышечного тонуса. В результате речь невнятная, крайне замедленная, лицо обеднено мимикой.

Черепные нервы
Подкорковая дизартрия возникает при поражении подкорковых узлов головного мозга. Характеризуется наличием гиперкинезов – бурных мимических движений, не поддающихся контролю со стороны ребенка. Мышечный тонус меняется с нормального на повышенный. Страдает темпо-ритмическая организация речи.

Подкорковые узлы

Мозжечковая дизартрия возникает при поражении мозжечка или его связей с другими структурами нервной системы. Отличается в отсканированной, «рубленой» речи. Нет плавного перехода от одного слова к другому.

Маленький мозг

Корковая дизартрия, как следует из названия, связана с поражением коры головного мозга, а именно нижнего отдела передней центральной извилины одного или обоих полушарий. Корковая дизартрия диагностируется также при поражении доминантного полушария (у правшей — левого, у левшей — правого) в нижних постцентральных отделах коры. Дети с этой формой хорошо овладевают изолированным произношением звуков, но с большим трудом используют его в потоке речи, иногда вообще пропуская.

Кора

Псевдобульбарную дизартрию отмечают при двустороннем поражении двигательных корково-ядерных путей, соединяющих ядра черепно-мозговых нервов в стволе мозга с корой. Характеризуется неспособностью к организации четких ритмичных движений. В раннем детстве такой ребенок часто давится, с трудом жует, в более старшем возрасте обнаруживается ряд речевых проблем из-за плохой подвижности суставных мышц, речь крайне невнятная.

Различают несколько степеней дизартрии :

Первая степень. Чаще всего говорят о удалённой дизартрии, в этом случае звукопроизношение малозаметно для окружающих. Их выявляет логопед, при коррекции они отличаются особой стойкостью, а значит, нужно затратить много времени и сил. Как правило, такие дети наблюдаются у невролога в 1-2 года, но в силу пластичности нервной системы ребенка к 4-5 годам многие симптомы компенсируются, ребенок их «перерастает». Неприятным сюрпризом становятся постоянные проблемы со звукопроизношением в дошкольном возрасте.

Вторая степень. Дефекты звукопроизношения очень заметны окружающим, но в целом речь остается разборчивой. Наряду с речевыми симптомами наблюдаются и психологические симптомы. Часто выявляется недостаточность мелкой и крупной моторики, отмечается некоторая неуклюжесть, расстройство поведения, эмоционально-волевой сферы, расстройство внимания, гиперактивность и др.

Дети с дизартрией первой и второй степени обычно имеют достаточно безопасный образ мышления.

Третья степень. Понимание речи ребенка с дизартрией затруднено для окружающих. Часто неясно, что говорит ребенок. Невербальные симптомы чрезвычайно выражены. Критический уровень недоразвития речи самым негативным образом сказывается на поведении и мыслительных процессах ребенка. Можно говорить о нарушении работы практически всех психических функций: памяти, внимания, мышления, эмоционально-волевой сферы и др.

Четвертая степень – самая сложная. Речь практически всегда непонятна даже самым близким или вовсе отсутствует.

Полной коррекции звуков речи можно ожидать при первой и второй степени. Третья и четвертая степени диагностируются при тяжелых поражениях, например у детей с детским церебральным параличом (ДЦП), прогноз коррекции здесь менее оптимистичен.

Особенности клинической картины

причинами определенной формы дизартрии являются поражение подъязычного нерва, определяющего четкость произношения, и как следствие дальнейшее развитие болезни и поражение коры головного мозга.

При удаленной форме дизартрии нарушения могут затрагивать нервы глазодвигательного аппарата, что приводит к вторичному симптому в виде косоглазия.

Облитерированная дизартрия у детей проявляется следующими основными симптомами:

  • притупление речевой деятельности из-за частичной блокады речевого аппарата, губы и язык больного практически неподвижны, при выполнении упражнений, связанных с артикуляцией, появляется слабость мимики;
  • при гиперкризах заметна дрожь голоса и языка, что проявляется из-за напряжения мимических мышц;
  • наблюдается искривление губ, что препятствует правильному выполнению упражнений;
  • тонус мимических мышц ослаблен, а контроль занижен, в результате наблюдается избыток слюны.

К проявлениям, сопровождающим стертую дизартрию, относятся:

  • нарушение мелкой моторики;
  • повышенная необъяснимая усталость;
  • дисбаланс;
  • неумение имитировать элементарные упражнения;
  • сложность ориентирования в пространстве.

Осложнения дизартрии

Если нарушение не исправить, у ребенка с дизартрией могут возникнуть неприятные последствия или, выражаясь медицинским языком, осложнения. Из-за нечеткого произношения звуков нарушается их восприятие. Это приводит к смешению нескольких звуков в речи.

Задание 1: Трудности в школе с письмом. Например, ребенок не может четко назвать звук, встречающийся в слове (С или Ш, Л или [В]), и, следовательно, не знает, какую букву писать. В результате у него низкая успеваемость.

Задача 2: проблемы в общении со взрослыми. Невнятная речь мешает социализации ребенка у взрослых, вызывает неуверенное поведение, не дает задавать вопросы и развиваться.

Задача 3: Трудности в общении со сверстниками. Некоторые дети могут высмеивать ребенка с дизартрией, что приводит к психологическим комплексам и неуспеваемости в окружении.

Таким образом, ребенок с дизартрией не пользуется уважением со стороны учителей и одноклассников. Это не может не сказаться самым неприятным образом на дальнейшую профессиональную деятельность и личную жизнь.

Коррекция произношения

Установив работу артикуляционного аппарата, восстановив мышечную деятельность, логопед приступает к исправлению неправильного произношения.

Обычно у детей выявляются такие неточности в произношении:

  • опущение отдельных звуков, чаще «р»;
  • заменить одни звуки другими — «вак» вместо «рак»;
  • межзубное произношение, так называемая шепелявость;
  • изолированно звук произносится правильно. Проблемы возникают, когда вы вводите слово.

Если такие изменения были замечены родителями, логопедическую работу следует начинать немедленно, не дожидаясь 5 лет.

Коррекция произношения требует индивидуального подхода. Специалист определяет, какие звуки сохранены, произносятся правильно. Работа начинается со звуков, которые наименее искажены. Прежде чем ставить их, необходимо научить детей различать их на слух.

Задача специалиста заключается в следующем:

  • моделирование основных артикуляционных моделей — постановка шипящих, свистящих, звонких, небных звуков;
  • производство изолированного звука;
  • закрепление звука, автоматическое включение в речь. Во-первых, для фиксации используются слова, где звук присутствует в утрированном виде. Затем любые слова с нужным звуковым символом;
  • произношение звука с противным звуком: са-ша, сфа-тфа.

Логопед, помимо произносительной стороны речи, обучает ребенка лексико-грамматическим основам, развивает фразовую речь, обеспечивает основы навыков письма и чтения.

Описание

Дизартрия у детей. Это сложное речевое расстройство, возникающее при нарушении нейромоторного механизма речи. Синдром проявляется артикуляционными трудностями, дефектами звукопроизношения, диспросодией. Возможны затрудненное глотание, гиперсаливация, нарушения произвольной моторики и координации. Для определения основных причин дизартрии проводят МРТ головного мозга и ЭФИ. Неврологический осмотр дополняется нейропсихологическими тестами и речевыми тестами. В лечении используется комплекс методов: фармакотерапия, физическая реабилитация, логотерапия. Дизартрия у детей

Диагностика дизартрии

При диагностике дизартрии необходимо ознакомиться с медицинской картой ребенка. В первую очередь меня интересует ранний период развития, диагнозы и назначения следующих врачей:

  • невролог;
  • отоларинголог;
  • офтальмолог;
  • психотерапевт или психолог.

Логопед должен исследовать различные аспекты деятельности ребенка.

Неречевая сфера поможет выявить состояние мелкой и крупной моторики, координации движений (например, прыжки на одной ноге, пальцевые пробы). Оцениваются гнозис (когнитивная функция) и праксис (моторная функция) чувствительных органов, таких как зрение, слух и осязание. Предметом исследования являются пространственные ориентировки, общая осведомленность ребенка, звучание голоса (темп, ритм, сила и др.).

Далее исследуется артикуляционный аппарат. Проводят общий осмотр, проверяя удержание позы, четкое повторение ряда поз, отмечают наличие синкенезов (содружественных преувеличенных движений), гиперсаливации (повышенного слюноотделения) как неврологического симптома.

Артикуляционный аппарат

Оценивается произносительная сторона речи с учетом места и способа звукообразования, места и силы речевого выдоха, анализируется интонация фразы.

Также необходимо оценивать развитие смысловой стороны речи, лексико-грамматического компонента, связной речи как таковой.

Диагностику должен проводить логопед, чтобы сделать правильное заключение и отличить диагнозы, имеющие схожие симптомы: удаленная дизартрия от полиморфной дислалии (сложная форма картавости), выраженная дизартрия от алалии (грубое недоразвитие или полное отсутствие речи).

Для более точной диагностики необходимы заключения невролога с подробным анализом результатов магнитно-резонансной томографии (МРТ), электроэнцефалографии (ЭЭГ), указанием локализации поражения головного мозга и анализом функции всей мозговые структуры. Также важны заключения отоларинголога о состоянии слуха, психотерапевта о состоянии высших психических функций.

МРТ головного мозга

Лечение дизартрии

Дизартрия корригируется достаточно сложно и долго.

Этот вопрос носит медико-педагогический характер и требует комплексного подхода. Наряду с логопедом должны привлекаться и другие врачи. Необходимо наблюдаться у невролога, как у главного специалиста по нервной системе. Отоларинголог необходим для оценки физического слуха: даже малейшая потеря слуха приводит к неправильному восприятию звуков речи, что сказывается на произношении. Нарушение зрения затрудняет восприятие артикуляции, поэтому рекомендуется консультация офтальмолога. При нарушении поведения, эмоционально-волевой сферы будет необходима помощь психотерапевта.

Процесс требует четко слаженной работы логопедов, детей и родителей, на которых лежит ответственность за организацию процесса. Как правило, пороки при дизартрии отличаются особой стойкостью. Бывает сложно переучить ребенка с неправильного произношения на правильное. Ответственное отношение родителей к работе, тщательное выполнение всех указаний – залог успеха в коррекции речи. Исправление одного звука может в некоторых случаях длиться полгода и более. Как отмечают Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркин, коррекцию желательно начинать как можно раньше, по возможности с четырехлетнего возраста.

Совершенно необходим логопедический массаж — массаж языка, губ и щек — и регулярное (ежедневно, несколько раз в день) выполнение специальной артикуляционной гимнастики для губ и языка, тренировка речевого выдоха, развитие мелкой моторики  .

Логопедический массаж

Детям с выраженной дизартрией рекомендуется посещение специализированных речевых яслей. Для детей школьного возраста – специальные школы для учащихся с выраженными нарушениями речи.

Если при обследовании выявлены другие патологии нервной системы, может быть назначено медикаментозное лечение. Важно знать, что это компетенция невролога и психиатра, логопед не решает такие проблемы и не имеет права назначать какие-либо лекарства.

Дыхательная гимнастика

Речевое дыхание представляет собой сложный процесс, заключающийся в строгой соотнесенности акта дыхания с артикуляцией. При легкой дизартрии такая координация нарушена. Перед произнесением предложения дети недостаточно дышат. Они способны говорить на вдохе или в самом конце выдоха. Невербальное дыхание характеризуется поверхностностью, неустойчивостью ритма.

Правильное дыхание при разговоре обеспечивает плавную и мягкую речь. При дизартрии очень важно установить эту сторону процесса. Для этого были разработаны дыхательные упражнения.

Наиболее эффективными являются дыхательные упражнения по А. Н. Стрельниковой. Это комплекс оригинальных упражнений, не имеющих аналогов в мире. Упражнения сосредоточены на вдохе. Он должен быть резким, коротким, сделанным через нос. При выдохе — внимание минимально. Выполняется произвольно.

Есть основные правила выполнения упражнений, при которых эффект будет заметен очень быстро:

  1. Ребенок делает резкий, эмоциональный, активный вдох через нос. Проводится аналогия с ощущением жжения. При этом можно повторять: «Тревога, пахнет гарью», и вдыхать воздух, как бы принюхиваясь. Внимание сосредоточено на дыхании.
  2. Выдох делается через рот. Объясняем малышу, что не нужно задерживать выход воздуха. Пусть это выходит спонтанно, без контроля.
  3. Вдох должен быть таким, как если бы вы накачивали автомобильную шину. Частота — 60-70 вдохов/минуту. Пауза — до 3 сек. За одно занятие нужно сделать 1000-2000 повторений.
  4. Вы должны делать упражнение легко, без напряжения, не доводя до состояния нехватки воздуха. Все в пределах досягаемости.

Занятие начинается с разминки, и только потом можно переходить к основной части.

Примеры упражнений:

  • полуприсед. Выносим одну ногу вперед, другую — назад. Приседаем низко, опираемся на переднюю ногу. Приседая, делаем короткий ритмичный вдох;
  • задерживая дыхание. Делаем короткий вдох и наклоняемся вперед. Задержите дыхание, считая до восьми. Постепенно увеличивайте количество.

Дизартрия у детей: причины, прогноз и лечение в 5 лет

Такой диагноз, как дизартрия у детей, лечение в 5 лет предполагает комплексное. Она включает в себя помощь психоневролога, занятия с логопедом и медикаментозное лечение. Сегодня эта проблема достаточно распространена, так как количество детей, рождающихся с нарушениями нервной системы, увеличивается с каждым годом.

С чего начать лечение

Лечение любого заболевания необходимо начинать с правильной диагностики. Маленького пациента в первую очередь направляют на консультацию к неврологу. После осмотра специалист назначает обследования при необходимости:

  • ЭЭГ;
  • электромиография;
  • МРТ;
  • электронейрография;
  • трансканальная магнитная стимуляция.

После постановки диагноза ребенка направляют к логопеду, который проводит специальные логопедические тесты. Они позволяют установить степень заболевания, форму. В дальнейшем к процессу подключаются психоневролог и дефектолог.

Выделяют четыре степени болезни:

  • 1 степень – диагноз устанавливается только с помощью специальных анализов компетентным специалистом;
  • 2 степень — речь понятна для восприятия, но имеет небольшие дефекты;
  • 3 степень – речь понимают только близкие;
  • 4 степень — речь непонятна для восприятия или отсутствует.

В зависимости от степени нарушения специалист назначает лечение, проводит коррекционные мероприятия.

Диагностические критерии и методики

определить наличие заболевания достаточно сложно. Большая часть успеха в определении стертой формы нарушения зависит от ответственности и наблюдательности родителей, которым необходимо вовремя замечать любые нарушения и идти с ребенком на прием к логопеду. Логопед проведет некоторые проверки.

Осмотр врачом состоит из следующих этапов:

  • исследование и верификация имеющихся речевых нарушений;
  • выявление патологий, не связанных с артикуляцией;
  • проверить работоспособность мышц лица, в частности – мимических;
  • проверить письменные способности детей старше 5 лет, исходя из: каллиграфии, орфографии и т.д.

Выявив некоторые дефекты, связанные с заболеваниями невралгического характера, логопед направляет родителей и ребенка на прием к детскому неврологу, который занимается постановкой предварительного диагноза.

Для точного определения заболевания и его стадии проводится комплекс лечебных мероприятий. При постановке диагноза невролог направляет больного на такие вспомогательные исследования:

  • электроэнцефалография;
  • МРТ головного мозга;
  • КТ головного мозга;
  • изучение проводимости нервных импульсов.

На основании полученных данных и по результатам дополнительных проверок врач-невролог составляет конкретный план лечения и ставит окончательный диагноз.

Виды и степени

Классификация дизартрии основывается на локализации патологического очага, определяющей выраженность тех или иных симптомов. Различают следующие виды патологии:

  • бульбарный: связан с поражением нервных ядер продолговатого мозга;
  • псевдобульбарный: возникает при патологии нервных волокон, отвечающих за проведение импульсов от коры к ядрам черепно-мозговых нервов;
  • экстрапирамидные (подкорковые): нарушение работы подкорковых ядер;
  • мозжечковая: возникает при патологии мозжечка и отходящих от него нервных волокон;
  • корковые: патологические очаги образуются непосредственно в коре головного мозга.

В зависимости от тяжести патологии выделяют 4 степени заболевания:

  • первая (удалена): проблемы с произношением звуков выявляются только при осмотре логопеда;
  • другие: произносительные ошибки хорошо видны окружающим, но речь больного остается разборчивой;
  • третья: звуки изменяются до такой степени, что больного понимают только близкие родственники, находящиеся с ним в постоянном контакте;
  • четвертое: речь невозможна или представляет собой непонятный набор звуков.

Развитие мелкой моторики

Кажется, какая связь между правильностью речи и движением пальцев? Получается, что центр речи и двигательных навыков для пальцев расположены в мозгу рядом и стимулируют работу друг друга. Чем лучше развита мелкая моторика, тем лучше и быстрее происходит развитие речи.

С небольшим отступлением от темы попутно поясню родителям, что движение в целом способствует закреплению нейронных связей, дающих возможность запоминать новую информацию. Малоподвижный ребенок плохо поддается дрессировке.

Развитие двигательной активности пальцев рук позволяет обогатить словарный запас, улучшить фонематическую сторону речи. Вариантов развития мелкой моторики множество: лепка из пластилина; работа с бумагой (листы можно мять, рвать, зажимать на кусочки, складывать в определенной последовательности); конструирование поделок, изготовление аппликаций, коллажей также будет развивать творческое мышление.

Специалисты используют пальчиковую гимнастику, специальные атрибуты для стимуляции двигательной активности пальцев:

  • зажмите мочку уха между большим и указательным пальцами. Массажными движениями пройти по краю ушной раковины;
  • широко растопырить пальцы. Сцепите руки так, чтобы все пальцы соприкасались;
  • согнуть пальцы. Массирующие движения переходят от уха к макушке;
  • ребенок завязывает узлы на веревке. Затем он касается их пальцами;
  • использование разных мячей – рифленых, шипованных, наполненных мячами. Сожмите/отпустите их руками;
  • использование удлинителей;
  • прищепки, компьютерные клавиатуры, телефоны с кнопками.

Существует множество приспособлений, специализированных и бытовых приборов, позволяющих работать над развитием мелкой моторики. Специалист расскажет родителям о возможных вариантах, объяснит, как проводить занятия самостоятельно в домашних условиях.

Последовательность лечебных мероприятий

Если вы думаете, что терапия дизартрии сводится к посещению логопеда, где дизартриков учат складывать губы трубочкой, то вы ошибаетесь. Существует определенная последовательность событий, нарушать которую не рекомендуется.

Устранение дизартрии начинают с восстановления речедвигательного аппарата. Для этого малыш получает логопедический массаж, развивает мелкую моторику рук. Также используются дыхательные упражнения.

Логопедический массаж является одним из самых эффективных методов восстановления функции речевого аппарата. Массаж воздействует на мышцы, благодаря чему они могут нормализовать тонус. Поэтому специалист предварительно определяет уровень: гипо- или гипертонус.

Логопедический массаж делится на несколько видов:

  • руководство;
  • механический;
  • аппаратное обеспечение.

Мануальная техника основана на воздействии пальцев на определенные участки щек, губ, языка. Специалист выполняет проглаживание, легкое разминание мышечного каркаса губ, щек и подбородка. Соединяет губы пальцами в вертикальном, горизонтальном положениях. Массажирует мягкое небо.

Механическая методика предполагает воздействие на проблемные зоны с помощью специальных зондов.

Аппаратный метод использует вакуумные, вибрационные, температурные агрегаты. Он позволяет восстановить нервные пути, соединяющие мышцы с центрами головного мозга.

Дети с дизартрией могут делать себе массаж в домашних условиях. Для этого есть простые упражнения:

  • обнажение зубов;
  • растяжка губ;
  • открыть — закрыть рот;
  • ребенок берет в рот конфету на палочке, взрослый вынимает. Чем меньше объем конфеты, тем сложнее выполнять упражнение.

Массаж позволяет:

  • восстановить нормальный мышечный тонус;
  • устранить патологические движения речевых мышц;
  • увеличить амплитуду артикуляционных действий;
  • заставляет работать мышцы, ранее не задействованные в процессе;
  • координирует движения органов речи.

Причины и выявления в раннем возрасте

Факторы, провоцирующие появление и развитие болезни, имеют место еще на стадии эмбрионального развития в утробе матери и при рождении. Часто это:

  • нехватка кислорода у развивающегося плода;
  • выраженный токсикоз и гестоз;
  • невропатия или повреждение почек;
  • вирусные заболевания в I-II триместре;
  • родовая травма;
  • слабость или чрезмерная активность трудовой деятельности матери;
  • нейроинфекции.

Важно заметить проявления стертой дизартрии в максимально раннем возрасте, так как ее успешное и полное излечение возможно только при ее выявлении в возрасте до 5 лет.

Лечение при выявлении в более зрелом возрасте осложняется уже сформировавшимся восприятием и некоторыми дополнительными нарушениями психического развития ребенка. Сложности возникают и из-за того, что тело частично сформировано и самый активный этап роста пройден.

Дополнительные факты

Дизартрия — распространенный патологический синдром в детской логопедии. Его делетированная форма выявляется у 25-70% детей с перинатальной патологией ЦНС. В клинике детского церебрального паралича частота дизартрий варьирует от 60 до 85%. В зависимости от языкового статуса детей с дизартрией можно разделить на категории FFN или OHR 1–4. Степень затруднения речи зависит от тяжести и локализации поражения головного мозга, от стертой дизартрии до анартрии.

Прогноз

При своевременном, качественном лечении у квалифицированных врачей прогноз будет положительным. Даже при тяжелой степени заболевания высока вероятность частичного выздоровления, если вовремя начать процедуры.

Психофизический настрой очень важен. Ребенок должен хотеть вылечиться и прилагать все необходимые усилия. Для этого требуется постоянная поддержка родителей и их стремление к достижению результатов.

Большинство детей, страдающих удаленной формой заболевания, полностью излечиваются. Они могут ходить в обычную школу со своими сверстниками. В этом случае ученик будет в порядке и справится со всеми заданиями. А вот те, кто страдает тяжелой формой дизартрии, могут рассчитывать лишь на частичное восстановление речи. По этой причине им бывает сложно учиться в классической школе, а также у них часто развиваются комплексы.

Дети, которые не могут быть полностью вылечены, намного лучше учатся в коррекционных школах.

Профилактика

Родителям детей с неврологическими диагнозами рекомендуется внимательно следить за их речевым и психическим развитием. Если речь ребенка в трехлетнем возрасте отсутствует или понятна только самым близким членам семьи, а окружающие не понимают, это повод обратиться к логопеду.

Чтобы избежать невербальных проблем, сопровождающих дизартрию, необходимо как можно раньше (с 3-4 лет) начинать развитие в дополнительных образовательных кружках или заниматься с детьми дома. Лепка и рисование разовьют зрительный, тактильный анализатор и мелкую моторику, уроки музыки благотворно повлияют на слуховой анализатор. Ребенок не только сможет узнавать звуки музыки, оценивать их гармонию, но и лучше понимать звуки речи, легче складывая их в слоги и слова.

Кружка с дополнительным образованием (скульптура)

Логоритмические занятия или танцы для самых маленьких, физические упражнения для детей постарше разовьют чувство ритма, координацию тела, ориентацию в пространстве. А самое главное, все эти занятия укрепят нервную систему ребенка, эмоционально-волевую сферу, разовьют внимание и выносливость. В результате возможные проблемы с речью будут решаться намного проще!

Для детей с первой и второй стадиями прогноз будет благоприятным при условии раннего начала занятий с логопедом и неврологом. Чрезвычайно важно четкое выполнение всех заданий, работа усердная и добросовестная, причем строго дозированная: ребенок не должен переутомляться. Полезнее заниматься 3-4 раза в день по 5-7 минут, качественно выполнять все рекомендации логопеда. Работать надо терпеливо и долго (в зависимости от особенностей ребенка и количества нарушенных звуков). В этом случае можно рассчитывать на полную коррекцию речи: нормативное произношение, хорошую дикцию.

Речь детей на третьей и четвертой стадиях дизартрии (особенно тяжелые нарушения) вряд ли удастся довести до абсолютной нормы, но значительно улучшить вербальное общение, сделать ребенка вербально понятным для окружающих и тем самым избежать многих психологических проблем вполне возможно.

Как и в более легких случаях, к коррекции нужно подходить со всей ответственностью, не допускать халатного отношения к работе, поддерживать мотивацию ребенка, не капризничать, уклоняться от работы, но и не переутомляться!

Успех обеспечивается как профессионализмом логопеда, так и индивидуальными способностями ребенка, и серьезным отношением родителей к коррекции. Если заниматься гимнастикой не ежедневно, а время от времени, рекомендации логопеда не выполнять в должной мере, толку от таких упражнений будет мало – только пустая трата времени и денег.

Дизартрия у детей: общие понятия

Дизартрия – серьезное нарушение речи, которое сопровождается неправильным произношением, неправильной интонацией и нарушением артикуляции. В результате заболевания речь может стать невнятной или вовсе исчезнуть.

Чаще всего в основе дизартрии лежат нарушения в нервной системе (центральной и периферической). Поэтому помимо логопедов лечением дизартрии занимаются неврологи и психиатры.

Не так давно заболевание наблюдали в среднем у 4-5% детей, но в последние годы отмечается увеличение числа больных. Официальная статистика отводит дизартрии второе место среди логопедических заболеваний.

Условная классификация больных

Условно всех детей с подтвержденным диагнозом удаленной дизартрии можно разделить на три группы, исходя из того, какая функция нарушена:

  • дети, не умеющие четко различать звуки и воспроизводить единственно верные в данной ситуации интонации. Сопровождается нарушением пространственного восприятия;
  • больные с нарушением восприятия звуковых моментов и неспособностью четко различать звуки и воспроизводить необходимые интонации. Речь может содержать грамматические и лексические ошибки;
  • полиморфные расстройства с раздельным произношением и восприятием звуков, интонаций, также возникают трудности в сложении слов и словоформ.

От admin