Как проявляется задержка психического развития у ребёнка?

В первую очередь нарушения в интеллектуальной сфере наблюдаются в ЗПР.

У таких детей возникают трудности с восприятием внешних предметов, явлений. Им сложно формировать целостные образы, соотносить полученную зрительную информацию со слуховой и наоборот.

Отмечаются нестоучность, профизностность отчень. Ребенок с задержкой психического развития не может сосредоточиться на чем-то одном, легко отвлекается, переключается на другие дела.

Данное нарушение характеризуется более низкой способностью запоминать новую информацию, выстраивать причинно-следственные связи, формулировать выводы.

Речевые расстройства наблюдаются в обязательном порядке. В 2021 году ученые Московского государственного университета пищевых производств опубликовали работу, в которой было установлено, что у детей с умственной отсталостью бедный, недифференцированный словарный запас.

При таком патологическом состоянии малыши искажают звуки, иногда не могут построить полное предложение. У них часто отмечают нарушения письменной речи

Кроме этого, ЗПР сопровождается эмоциональными расстройствами. У ребенка с данной патологией неустойчивое эмоциональное состояние, его настроение меняется быстро, иногда даже независимо от внешних факторов. Также характерны повышенная возбудимость, приступы раздражительности и агрессии, чрезмерная тревожность.

Процесс игры с умственной отсталостью шаблонен и однообразен, отсутствует сюжет, понятные правила игры.

Добавить название бесплатно проблемы с коронацией, непроизвольные двигатели экти.

Стоит помнить, что задержка психического развития не является самостоятельным диагнозом, а описывает темповые особенности развития дошкольника или младшего школьника без учета этиологии и патогенеза.

Как распознать у ребенка ЗПР

В процессе взросления ребенок приобретает много новых навыков, стремится познавать окружающий мир. Если он отчужден и имеет некоторые из перечисленных выше симптомов, необходимо посетить специалистов для проведения осмотра и постановки диагноза.

Самостоятельно делать выводы о заболеваниях малыша нельзя. Существует множество причин и факторов, которые могут влиять на поведение и восприятие ребенка. Поверять диагноз и лечить соподы лечения и корректировки должны квалифицированные специалисты.

Диагноз

По перечню медицинских доставление дианогз ЗПР прочи к просихологам опечалистия развития (F80-F89).

С целью выявления причин возникновения и характерных особенностей ЗПР у ребенка комиссия врачей, педагогов и психологов составляет алгоритм проведения мероприятий, направленных на анализ его личности, истории его рождения и условий жизни. Диагностические этапы, такие как:

  • общение с детьми, беседа с родителями;
  • сбор анамнеза;
  • осмертие и опсикса психолога;
  • заключение комиссии, выводы и план исправления.

На этапе обследования у малыша изучают память, восприятие, внимание, способность к обработке информации. Также оцениваются его возможности звукового восприятия, речевого смысла и эмоционально-волевых действий.

Для диагностики ЗПР также проводятся лабораторные исследования: генетический, молекулярный и метаболический анализы.

Особенности поведения в определенном возрасте

Младенец

Как правило, малыши с ЗПР позже других начинают самостоятельно держать голову, ходить и говорить. Также отмечается чрезмерная возбудимость, повышенный или пониженный аппетит, бессонница и желудочно-кишечные заболевания.

Дошкольник

При патологии малыши 4–6 лет не понимают правил большинства детских игр и норм поведения в общественных местах. Они проявляют чрезмерные, неуместные эмоции и испытывают трудности в общении.

Школьник

Детям с ЗПР, пошедшим в первый класс, трудно сдается учеба. Больше времени уходит на анализ полученной информации, особенно в условиях, мешающих концентрации внимания. Они часто забывают о цели, которую преследуют, быстро отвлекаются, не могут сосредоточиться. Также следует отметить, что при высоких умственных нагрузках ребенок испытывает эмоциональный и физический дискомфорт.

Как записаться к педиатру

Наблюдение повторяется на приеме к педиатру. Он изучит всю картину, а при необходимости привлечет к обследованию всех необходимых специалистов. Это психолог, дефектолог, логопед, невролог и другие.

Возможные причины развития ЗПР

Есть два типа детей с задержкой психического развития. Первые из них – больные без мозговых нарушений, и их проблемы носят социально-педагогический характер. В раннем детстве они не получают возможности для здорового психического развития, если находятся в неблагоприятной обстановке, при отсутствии внимания и общения. Такие дети часто плохо обучаемы, плохо адаптированы к обществу и работе в коллективе. Однако при ранней диагностике и коррекции ситуации в семье они имеют шансы на выздоровление и дальнейшее психическое развитие наравне со сверстниками.

Второй тип ЗПР — больные с органическими поражениями головного мозга. Это могут быть врожденные или приобретенные патологии, при которых нарушаются функции отдельных отделов головного мозга или взаимосвязь между ними. Такие больные могут жить, в том числе в благополучных семьях, и получать все возможности для полноценного развития. Работа с ними позволит укрепить недостающие нейронные связи и добиться хорошего прогресса, но некоторые черты можно сохранить и во взрослом возрасте.

Единой точной причины, вызывающей задержку умственного развития, не существует. При выявлении отклонений стоит учитывать, как протекала беременность матери. В том числе ЗПР может быть вызван следующими факторами:

  • инфекционные заболевания матери, особенно грипп, краснуха, паротит;
  • хронические заболевания матери, нарушения работы сердечно-сосудистой и эндокринной системы;
  • токсикоз, особенно на поздних сроках беременности;
  • вредные привычки и различные отравления, в том числе лекарственными препаратами, химическими веществами, солями тяжелых металлов;
  • несовместимость резус-фактора матери и плода.

Нарушения могут возникать не только во время беременности. Итак, родовая травма является одной из наиболее частых причин умственной отсталости у детей раннего возраста. Асфиксия (недостаточное поступление кислорода, удушье) во время родов снижает степень питания головного мозга и может спровоцировать ЗПР у здорового ребенка. Врачи Клинического института мозга рекомендуют периодические осмотры у педиатра для своевременной диагностики нарушений. Они могут начать развиваться не в младенчестве, а уже в дошкольном возрасте из-за неправильной социализации ребенка, педагогической запущенности и недостаточного развития эмоциональной сферы.

Эмоционально-волевая сфера

Задержка психического развития опекание изображения очень на работу на работу на ребекна, сообщение сообщение доставка, чистоми, энергиями, волей. Он буквально в плену у собственной слабой эмоционально-волевой сферы:

  • простоянные резкие перепады настроения;
  • внушаемость;
  • частые перевозки агрессии, вспышки головной боли;
  • провеченная жизнесьь, страх;
  • низкая самооценка, неуверенность в себе;
  • не дечение каких-либо дней;
  • неспособность к самостоятельным действиям;
  • гиперактивность;
  • случаи провечает проступки, надусь в сильном езигтии, в состоянии аффекта.

Из-за того, что ребенок с ЗПР плохо говорит, ему трудно различать эмоции, он не может выразить свои чувства, например, вовремя сказать, что он устал или расстроен, ему скучно. Также он не способен идентифицировать эмоции других людей.

Ребенок с ЗПР часто ищет «наставника», авторитетного сверстника или взрослого, к которому сильно привязан и которому стремится во всем подражать.

В то же время ЗПР мешает ребенку строить нормальные отношения со сверстниками. Неохотно идет на контакт, боится коллектива, поэтому его не берут на игры и мероприятия. Больше чансов завести друзей у ребенка с ЗПР среди младших детей, но в основном он будет стремиться к одиночеству. Здесь исключение составляют дети, у которых ЗПР имеет конституциональную этиологию, они, наоборот, встречаются очень часто.

Психологическая классификация ЗПР, по Н.Я и Н.Н. Семаго

Данная классифия ЗПР отражает не причины, а структуру расстройства.

В группе обнаружений развития ребенка чета Semago выделяет две основные категории:

  • Задержка развития;
  • Частичная (частичная) несформированность возрастных функций (и здесь будет три моды).

По сути, это вариант ЗПР, но с другим строением. Мы рассмотрим первую категорию. Его можно назвать «истинным ЗПР», т.к именно для представителей этой категории характерно замедление темпов созревания психики. Здесь авторы различают гармонический инфантилизм и дисгармонический инфантилизм. Как видно из названия, гармоничный – значит равномерный, а дисгармоничный – наоборот.

Гармонический инфантилизм ЗПР

Как уже было сказано выше, этот ребенок выглядит моложе своего возраста на 1-1,5 года. Интеллектуальное и эмоциональное развитие соответствует возрасту, на который он выглядит. Все сферы психики задерживаются равномерно, поэтому ребенок в силу своей конституции взрослеет позже (возможно действие наследственных факторов). Эмоциональная и познавательная сферы ребенка соответствуют уровню, характерному для младшей возрастной группы. Ребенок с гармоническим инфантилизмом более воодушевлен, наивен, его эмоции более ярки и непосредственны, даже для школьника в деятельности преобладают игровые мотивы. Интеллектуальной десяю быстро пресыщаются, что в игре часто неутомимы. Трудно следовать установленным правилам поведения (например, в школе).

Специальной коррекции для этого типа ЗПР не требуется. В школу их нужно давать как можно позже, в идеале — ближе к 8 годам. Необходимо создать развивающе-профилактическую среду, то есть добиться того, чтобы ребенок прошел все нормативные уровни развития и сформировал необходимые для школы способности, «созрел». Некоторым детям этого типа необходимы занятия с логопедом. Важно соблюдать режим дня, укрепляющие моменты, наблюдение хорошего педиатра. Для развития саморегуляции подидуть игры с революцией (любой, важно, чтобы ребенок усвоил действие по правилам, научился ждать своей очереди). Для развития кородинации, объявления трудоспособности хорошо модифицируют двигательную нейрокрекцию. Прогноз благоприятный. Дефектолог-олигофренопедагог такими детьми ребенок не нужен.

Дисгармонический инфантилизм (неравномерно задержанный тип)

Такой ребенок часто еще и выглядит моложе своего возраста. Характеринны хронические задезы (например, аллергии, нарушения зрения, болезни пищеварительной, пищеварительной систем), соматическая слабость. Также авторы классификации отмечают, что у детей с дисгармоничным инфантилизмом часто встречается нарушение межполярного взаимодействия (леворукость, неустойчивый выбор ведущей руки). При этом дисгармония проявляется в том, что интеллектуальная сфера доминирует над эмоционально-волевой сферой. У таких детей слабая произвольная саморегуляция, они могут быть капризными, эмоционально неустойчивыми, неуравновешенными, легко истощаемыми, недостаточно критичными к себе. Часто самооценка завышена или занижена. Обучение может быть на высоком уровне. Пространственные преднедния как база невербального интелекта также транспортируют с опережением.

Коррекция при данном виде ЗПР должна включать гармонизацию эмоциональной сферы (здесь подходят арт-терапия, песочная терапия, семейная психотерапия с акцентом на детско-родительских отношениях), двигательную нейрокоррекцию (улучшение нейродинамики, межполушарных взаимодействий, работоспособности), развитие функций программирования и управления – лобные доли (в рамках когнитивной нейрокоррекции), наблюдение и лечение у профессиональных врачей при соматических проблемах. Прогноз в интеллектуальном отношении благоприятный, однако в личностном отношении есть риски формирования акцентуаций, психопатии, девиантного поведения.

Парциальная (частичная) несформированность ВПФ (высших психических функций)

В группе недостаточного развития (ЗПР) по классификации Семаго выделяют две подгруппы: задержку развития («истинный» ЗПР — гармонический и дисгармонический инфантилизм) и частичную недостаточность высших психических функций.

При гармоническом и дисгармоническом инфантилизме психика в процессе развития проходит все стадии, функции созревают. То есть к 9-11 город ребенок догоняет сверстников.

В качество сложена несформированность ВФФ развитие очень иное. Это не просто темповая задержка созревания психики. У такого ребенка картинка другая структурное нарошение. Можно сказать, что некоторые части психики не дозревают до нормы. Некая «мозаика» получается из спелых и незрелых ВПФ. В то же время, поскольку все функции психики влияют друг на друга, в возрасте 8-9 лет этот тип расстройства уже можно квалифицировать как дисгармонический (то есть речь идет об искажении личностного развития) или тотальный недоразвитие (умственная отсталость, если ситуация пограничная).

В то же время частичное несформированность ВПФ имеет церебрально-органическое происхождение (т е имеет место поражение головного мозга).

В этой категории выделяют три вида:

1. Парциальная несформированность ВПФ с преимущественной несформированностью регуляторного компонента.

Представление «классического ребенка» с СДВГ. Характеристика:

  • Импульсивность;
  • Двигательная и часто речевая расторможенность;
  • Трудности извлечения в объявление (когда кому-то интересно – делате легко; а когда «надо» – воловой компонент не может процечить проценционное);
  • Преобладание игровых интересов над познавательным;
  • Под достаточно строгим контролем взрослого способны выполнять познавательные задачи;
  • Могут называться трудности понимания сложных речевых циклов.

Исправление:

  • Нейропсихологическая корекция по формированию функций программирования в объявлении, самоконтроля, саморегуляции;
  • Психологическая помощь детям и семьям в ситуациях;
  • Наблюдение детского невролога и/или психиатра.

При этом ребенок физически развит.

Прогноз: проявления сохраняются и во взрослом возрасте, но в целом при условии ранней помощи прогноз благоприятный. В худшем случае – риски личностных расстройств, вторичных проблем в обучении, девиантного и асоциального поведения.

2. Парциальная несформированность ВПФ преимущественно вербального и вербально-логического компонента.

В эту группу попадает большинство так называемых «речевых» детей, ранее имевших следующие диагнозы: «ЗРР», «ОНР», «СНР», «дисфазия развития», «алалия».

Для данного нарушения характерны:

  • Низкая речевая активность, специфическая речь;
  • Нарушения вумопроизношения;
  • Трудности онлайн грамматики, логико-граматических конструкций;
  • Моторная неловкость, диспраксия;
  • При тесторование неречевой интелект обиграть речевого индикатора;
  • В речи могут быть смысловые замены (имеет в виду одно, а горовить дрогего слово);
  • Часто – трудности в формировании пространственно-временных представлений;
  • Тревожность, неуверенность в себе;
  • Могут называться заикание, тики, энурез;
  • Могут быть двухти межпулушарного сержгания (леворукость, неустоявшийся выбор ведущих рук);
  • Такие дети могут быть соматически ослаблены – аллергии, заболевания желудочно-кишечного тракта, болезни органов дыхания.

Исправление:

  • Логопед в течение длительного периода времени (несколько лет, в том числе в начальной школе);
  • Нейропсихологическая коррекция должна включать формирование пространственно-временных представлений и развитие межполярных связей;
  • При позднем начеле корекции – дефектолог-олигофренопедагог (т.к нарушение мышления);
  • При необходимости – психологическая помощь ребенку и семье.

Прогноз: при ранней и примерно выстроенной корекции раннего благоприятный. В худшем случае (при несоблюдении рекомендаций и позднем начале мероприятий): риск формирования эмоциональных расстройств, проблем в обучении, закрепления речевой патологии. В школе – повышенный риск дислексии и дисграфии. Со стороны невролога таким детям часто ставится диагноз «неврозоподобный синдром».

3. Парциальная несформированность ВПФ смешанного типа.

Это наиболее сложный в плане коррекции и диагностики вариант, промежуточный между умственной отсталостью и ЗПР. Для таких детей характерны:

  • Выраженные проблемы адпатции, низкая адаптационная возможность;
  • Низкая трудоспособность;
  • На фоне утомления — программы импульсивности;
  • Недостаточная формализованность оперативы мышления;
  • Нервозность различных форм восприятия, в том числе фонематического слуха;
  • В процессе обучения сложно перейти на аналогичный материал;
  • Трудности с концентрацией внимания и слабая память;
  • Занижена самооценка, провечение уровня жизни;
  • Возможны протестные формы перевода;
  • Несформированность страничных представлений;
  • Трудности в понимании сложных речевых структур.

Исправление:

  • повышение уровня общей активности и тонуса (в т.ч. ЛФК);
  • Занятия с дефектологом-олигофренопедагом;
  • Коррекционная школа;
  • Занятия по формированию регулятивного компонента психики и пространственных представлений (нейропсихолог);
  • При необходимости – помощь психолога ребенку и семье.

Прогноз: в зависимости от качества коррекции социально-семейная среда сильно различается.

Отличие ЗПР от умственной отсталости

Умственная отсталость и умственная отсталость – схожие заболевания, но они имеют ряд отличий, которые описаны в таблице.

Имеет скачкообразную динамику интеллектуальной деятельности Не отличается развитой эмоциальностью
При соблавании имеется словестье с интелектуальной десячью Формируется сообщение с мыслительными операциями
При правильном подходе можно скорректировать поведение и развитие малыша Отсутствует восприятие информации, предоставляемой игрой, ребенок не способен принимать помощь при выполнении заданий, не испытывает желания анализировать и понимать прочитанную информацию

Если у ребенка старше 10 лет не остается признаков ЗПР, диагноз может быть изменен либо на умственную отсталость, либо на конституциональный инфантилизм.

Характеристика детей с задержкой психического развития

Что гачесть интелекта, то здесь нарушения носят легкий характер, но относятся к разным процессам. Важно обращать внимание на все моменты и при необходимости использовать разные методы диагностики ЗПР. Все окружающее ребенок воспринимает не совсем точно, замедленно и фрагментарно. Есть анализаторы, которые нормально функционируют, но в целом ребенок не может сформировать целостную картину мира. Больные ЗПР лучше воспринимают мир визуально, но слуховая система хуже воспринимает информацию, поэтому они плохо понимают ситуацию. Поэтому учебный материал таким детям должен лучше преподноситься и одновременно демонстрироваться.

Внимание у них профишностное, нестоучиво и держится недолго. Если есть какие либо бомехи со страны, то они видят ребекна, в есть чего он переключать. Особенностью ребенка с ЗПР является то, что детям трудно сосредоточиться на чем-то одном. Если он слишком напряжен или переутомлен, то может наблюдаться дефицит внимания, гиперактивность. Материал такими патианиами запоминается мозаично, больше продает ногладно-образная память. При необходимости воспроизвести информацию умственная активность низкая.

Так как восприятие не совсем точное, изображение искажается. Что гачество абстрактно-логического мышления, то здесь вам обязательно понадобится помощь взрослого. Кроме того, детям с дианогазом ЗПР сложнее анализировать, сравнивать, обобщать. Они не могут раставить евечать по родень, подытожить материал, делать совей изводы.

Дети с задержкой психического развития произносят много звуков, не имеют специфического словарного запаса, им трудно контролировать свою речь, ее грамматический строй, сложно построить предложение. У них проявляются чувствая дифференциация, речная инактивность встречается всем вместе с основным также наранна письменной речи, наблюдается полиморфная дислалия, задержка речи. Если вы заметили такие нарушения, важно вовремя диагностировать у детей умственную отсталость.

Что касается личностного развития, то здесь следует сказать, что больные с таким диагнозом эмоционально неустойчивы, их настроение легко меняется, а личность отличается незрелостью. Они также своевольны, безынициативны, легко намекают на что-либо. Часто за ними очень жизненная ситуация, конфликтность, агрессия, аффективные реакции. Такие личности достаточно замкнуты, предпочитают играть в одиночестве, не хотят разговаривать, играть, общаться с другими детьми. Если посмотреть на игры детей с ЗПР, то они шаблонны и однообразны. Ребенок не пытается следовать правилам игры, не умеет фантазировать, в игре нет сюжета. В вопросе мотирики центрируют нестантаточную кородинацию, неловкость движений. Тики, гиперкинезы также встречаются у больных. Задержку психического развития можно компенсировать, уменьшая нарушения. Но для этого необходимо провести специальную подготовку ребенка в центре для детей с ЗПР в Москве, а также воспитать его.

Когда следует обратиться к врачу

Необходимо обратиться к специалисту, если вы заметили, что поведение и развитие вашего ребенка не соответствуют его возрасту. Может быть, у него есть название со страны речи, восприятия. Все эти нюансы говорят о каком-то заболевании и могут быть признаками задержки умственного развития. Поэтому при малейших сомнениях стоит посетить специалиста.

Виды ЗПР

Общего в современной отечественной психологии улузуются классифией К. С. Лебединская:

  • Конституционная. Это определяется наследственностью.
  • Соматогенный. Приобретается в еставление перенесённого задезия, которая возникаето на мзоговые функции рельбонка: аллергия, хронические инфекции, дистрофия, дизентерия, стойкая астения и другие.
  • Психогенный. Это определяется социально-психологическим фактором: такие дети воспитываются в неблагоприятных условиях: единое окружение, узкий круг общения, отсутствие материнской любви, бедность эмоциональных отношений, депривация.
  • Церебрально-органическая. Наблюдается при серьезных, патологических отклонениях в развитии головного мозга и чаще всего определяется осложнениями во время беременности (токсикоз, вирусные заболевания, асфиксия, алкоголизм или наркомания родителей, инфекции, родовая травма и др.).

Каждый из видов по этой классификации отличается не только причинами заболевания, но и симптомами и курсом лечения.

Затрагивают все интеллектуальные процессы: восприятие, внимание, память, мышление, речь

Нарушения интелектка у детей с дедержкой психического развития носят легкий характер, однако затрагивают все интеллектуальные процессы: восприятие, внимание, память, мышление, речь.

Восприятие у ребенка с ЗПР фрагментарно, замедленно, неточно. Отдельные анализаторы работают отлично, но ребенок испытывает трудности в формировании целостных образов окружающего мира. Лучше развито зрительное восприятие, хуже — слуховое, поэтому объяснение учебного материала детям с задержкой психического развития необходимо сочетать с наглядной поддержкой.

Внимание у детей с задержкой психического развития несточиково, кротовременно, профешностно. Любые посторонние раздражители отвлекают ребенка и отвлекают внимание. Ситуации, связанные с концентрацией, концентрацией на чем-либо, вызывают затруднения. В условиях утомления и повышенной напряженности обнаруживаются признаки синдрома гиперактивности и дефицита внимания.

Памяти у детей с дедержкой психического развития характеризуются мозаичностью запоминания материала, слабой избирательностью, преобладанием зрительно-образной памяти над словесной, низкой мыслительной активностью при воспроизведении информации.

Мышление у детей с задержкой психического развития зачавано ногатно-действующее. При этом возникает неточности восприятия. Абстрактно-логическое мышление невозможно без помощи взрослого. У лиц с ЗПР возникают трудности с анализом и синтезом, сравнением, обобщением; не могут упроедать евечать, простроить умозаключение, форумировать овидовы.

Речь у детей с задержкой психического развития отличается искажением артикуляции многих звуков, нарушением слуховой дифференциации, резкой ограниченностью словарного запаса, трудностью произвольного контроля над грамматическим оформлением речи, трудностью построения связного высказывание, речевая бездеятельность.

Чаще всего ЗПР сочетается с задержкой речи, полиморфной дислалией и нарушениями письменной речи в виде дисграфии и диспепсии. Личностная сфера характеризуется эмоциональной лабильностью, легкой сменой настроения, внушаемостью, безынициативностью, безволием, незрелостью личности в целом. Могут центраться аффективные реакции, агрессивность, конфликтность, повышенная тревожность.

Такие часто замкнуты, предпочитают играть в одиночку, не стремятся контактировать со сверстниками. Игровая деятельность отличается однообразием и шаблонностью, отсутствием подробного сюжета, бедностью фантазии, несоблюдением правил игры. К особенностям моторики относятся двигательная неуклюжесть, недостаточность координации, нередко — гиперкинезы и тики.

Врачи говорят: ЗПРР важно начать лечить уже через 2-3 года

Особенность задержки психического развития состоит в том, что компенсация и купирование нарушений возможны только в условиях специального обучения и воспитания. Задержка психоречевого развития (ЗПРР) у детей опасна тем, что диагноз может быть поставлен позже. Врачи говорят: ЗПРР важно начать лечить уже в 2-3 года.

Прогноз и профилактика

Отклонение психического развития ребенка от возрастной нормы можно и нужно преодолеть. Лица с задержкой психического развития обучаются, а при правильно организованной коррекционной работе наблюдается положительная динамика в их развитии. С помощью педагогов они способны приобретать знания, умения и навыки, которыми их нормально развивающиеся сверстники овладевают самостоятельно. После окончания школы они могут продолжить обучение в ПТУ, колледжах и даже университетах.

Профилактика задержки психического развития и ребенка предполагает тщательное планирование беременности, избежание неблагоприятных воздействий на плод, профилактику инфекционных и соматических заболеваний у детей раннего возраста, обеспечение благоприятных условий для воспитания и развития. При отставании ребенка от психомотронного развития необходимо немедленное обследование у специалистов и организация коррекционной работы.

Признаки нарушений у ребёнка в 3 года

К 3 годам у детей формируются основные навыки, приобретаются глубокие знания об окружающем мире, а их речь становится более сложной и насыщенной. В этом возрасте формируется начало ролевой игры

из-за обращения к психологу или неврологу появляются следующие признаки:

  • Ребенок не говорит предложениями, не может с помощью речи сделать просьбу, ответить на простой вопрос, выразить чувства. Я не могу рассказать историю (которую я знаю) с помощью иллюстраций.
  • Он не может ответить на вопросы о своем имени и возрасте, о членах семьи, о предпочтениях в играх и еде и так далее?).
  • Названии цветов, форм, предместов койтой его окружают, не знает и не стремится продумиться.
  • Несопособен лечить промедиты по размеру, форме, цвету, не может укладывать пирамиду по заданному образу или по картинке.
  • Не может дорисовать простую картинку (пепесток у цветка и д.т.), не изображать на листе простые формы и линии, не фантазировать в рисунок.
  • Не берет игровые ролики («я – мама, доктор…»), фантазия слабая, эмоциональное поведение в игре не характерно.
  • Не выходит на контакт с другими детьми, не наблюдается в емециональном общении.
  • Испытывает солнечных размещений, что «хорошо», что «плохо», когда он делал что-то постыдное, непозволительное.
  • Избегает инициативы, не стремится к иннездопісти, не любопытен.
  • Нет возможности сдерживать эмоции, ждать, терпеть, выполнять простые правила поведения на улице и так далее
  • Сэм не знает, как одеваться/наряжаться, собирать вещи, есть. Не шампеет на горшок (или довле не злится им). Он не выполняет запросы и простые последовательности действий.

Ребенок рисует солнце пальцами на стекле

При обнаружении у ребенка ряда описанных симптомов обратитесь к грамотному неврологу.

Задержка психического развития – это не болезнь, а признак того, что вашему ребенку требуется дополнительное внимание. Своевременная диагностика состояния малыша позволит вовремя понять причину и принять необходимые меры, чтобы нарушения не переросли в серьезную патологию.

При ЗПР необходимо выяснить, какие механизмы привели к нарушению работы головного мозга. Проведите осмотр и найдите зоны мозга, нервные пути и ткани, которые не функционируют должным образом.

После обнаружения возможен индивидуальный подбор комплексного лечения, направленного на активизацию и стимуляцию головного мозга.

Диагностика

Задержка психического развития может быть диагностирована только в результате комплексного обследования ребенка психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) в составе детского психолога, логопеда, дефектолога, педиатра, детского невролога, психиатра и других. Параллельно производится:

  • сбор и изучение анамнеза, анализ условий жизни;
  • нейропсихологическое тестирование;
  • диагностическое описание речи;
  • исучение медицинской документации ребенка;
  • беседа с ребенком, исследование интеллектуальных процессов и эмоционально-волевых качеств.

На основании сведений о развитии ребенка члены ПМПК делают выводы о наличии умственной отсталости, дают рекомендации по организации воспитания и обучения ребенка в условиях специальных образовательных учреждений.

С целью выявления органического субстрата умственной отсталости ребенка необходимо обследовать врачами-специалистами, в первую очередь педиатром и детским неврологом. Инструментальная диагностика может включать проведение ЭЭГ, КТ и МРТ головного мозга ребенка и т д. Дифференциальную диагностику умственной отсталости следует проводить с олигофренией и аутизмом.

Коррекция

Для работы с детьми, наблюдаемими ЗПР, необходим мультиспислинарный подход, активный концессиональный детский психологов, неврологов, педиатиров, логопедов, психатиров, дефектологов. Коррекцию умственной отсталости следует начинать как можно раньше, желательно в дошкольном периоде.

Часто детям необходимо посещать специализированные детские дошкольные и общеобразовательные учреждения или специальные группы и коррекционные классы. Необходима дозировка учебного материала, опора на наглядность, частое повторение материала, регулярная смена видов деятельности. Важно уделять внимание развитию различных познавательных навыков (мышления, внимания, восприятия, памяти), двигательной, сенсорной и эмоциональной сфер, используя для этого игровую терапию и детскую арт-терапию. Логопед исправит речевые нарушения.

При выявлении соматических заболеваний и органических поражений головного мозга назначают массаж, физиотерапию, водолечение, ЛФК.

От admin