Общие сведения

Задержка речевого развития (ЗРР) – понятие, отражающее замедление темпов овладения нормами родного языка детьми на этапе раннего и среднего речевого онтогенеза. Логопедическое заключение «задержка речевого развития» справедливо для детей до 3-4 лет. Темповая задержка касается формирования всех компонентов речи: звуков раннего онтогенеза, лексики и грамматики, фразовой и связной речи. Задержка речи встречается у 3–10% детей; мальчиков в 4 раза чаще, чем девочек.

Задержка речевого развития негативно влияет на развитие психических процессов, поэтому ЗРР и ЗПР часто наблюдаются у детей параллельно и обозначаются в литературе как задержка психоречевого развития (ЗПРР). Задержка речевого развития является медицинской и педагогической проблемой, затрагивающей аспекты педиатрии, детской неврологии, логопедии и детской психологии.

В каких случаях нужно обратиться к врачу?

Условия формирования речи регламентированы. Педиатры обычно обращают внимание родителей на речевое развитие малыша, и при выявлении отставания направляют к неврологу или логопеду.

Таблица № 5. Условия обращения к врачу

Срок Причина обращения к врачу
4 месяца Нет воркования, воркования. Ребенок не проявляет эмоций, равнодушен к обращению взрослых.
9 месяцев Нет повторения слогов, лепета.
12 месяцев Не улыбается, на звонки ему не отвечает.
18 месяцев Он не обращается к названному предмету, не отзывается на свое имя, имена близких, не имеет в своем владении ни одного слова, даже упрощенного слова.
2 года Не выполняет никаких просьб, не произносит простых предложений и даже фраз.
3 года Говорит только слова и фразы наизусть — из книги или мультфильма. Нет собственной речи, даже неразборчивой.
4 года Речь понятна только родителям. Слова искажены. Не вносит предложения. Не задавайте вопросы взрослым. Использует мимику и жесты как ведущий способ общения.

Развитие речи – важный элемент формирования психики, созревания головного мозга, поэтому не стоит затягивать с посещением логопеда.

Причины ЗРР

Органические причины

Задержка речевого развития может быть вызвана биологическими и социальными причинами. Примерно в трети случаев причины задержки речевого развития остаются невыясненными. Биологические факторы:

  1. Минимальная мозговая дисфункция. Вызван перинатальным поражением головного мозга (перинатальная энцефалопатия). В анамнезе детей с задержкой речевого развития, как правило, прослеживаются внутриутробная гипоксия и асфиксия при рождении, родовая травма, внутриутробные инфекции; недоношенность или переношенность.
  2. Заболевания в раннем возрасте: ЧМТ, гипотрофия, неонатальный менингит и энцефалит, частые или длительные болезни, ослабляющие ребенка, осложнения после вакцинации.
  3. Глухота у ребенка. Известно, что формирование и развитие речевой функции происходит при непосредственном участии слухового анализатора, т е на основе информации, которую слышит ребенок, поэтому нарушения слуха также могут вызывать задержку речевого развития.
  4. Наследственные факторы. Иногда более медленные темпы созревания нервной системы обусловлены генетически: если кто-то из родителей поздно заговорил, велика вероятность, что у ребенка также будет задержка речевого развития.

Социальные причины

Социально-педагогические предпосылки задержки речевого развития чаще всего кроются в неблагоприятной микросоциальной среде, что приводит к дефициту речевых контактов: невостребованность речи (недоразвитие культуры общения в семье), «госпитальный синдром» у часто больные дети; воспитательное пренебрежение. Двуязычие, неблагоприятная речевая среда и эмоциональное напряжение могут негативно сказаться на скорости развития речи ребенка.

С другой стороны, не только психосоциальная депривация, но и гиперпротекция могут оказывать тормозящее влияние на формирование речевой функции ребенка: в этих условиях речевое общение также остается нетребовательным, так как окружающие взрослые препятствуют всем желаниям ребенка, не стимулируя его самостоятельность речевая деятельность.

Крайне вредно для маленького ребенка находиться в чрезмерно информированной среде, где он сталкивается с избыточным потоком информации, к тому же не соответствующей возрасту малыша. В этом случае ребенок привыкает не слушать речь и не понимать значения слов; произносит длинные, шаблонные фразы, не связанные с развитием истинной речи.

Патогенез

В постнатальном развитии выделяют 3 критических периода (I — 1—2 года; II — 3 года; III — 6—7 лет), характеризующихся наиболее интенсивным развитием речевого аппарата и одновременно — повышенной уязвимостью нервной механизмы речевой деятельности. В эти периоды воздействие еще менее вредных экзогенных факторов может привести к различным нарушениям речи.

Так, в первый критический период, когда происходит интенсивное развитие корковых речевых зон, при неблагоприятных условиях могут создаваться условия для задержки речевого развития и алалии. В критический период II — время интенсивного развития связной речи может возникнуть мутизм и заикание. В течение третьего критического периода «срыв» нервной деятельности может вызвать заикание, а органическое поражение головного мозга — афазию в детском возрасте.

Когда молчание не является золотом

Проблемы с произношением, четкостью и связностью речи напрямую сказываются на таких психических процессах, как память, мышление, внимание и т д. Это означает, что длительное молчание приводит к более глубоким нарушениям.
В 4-5 лет у не говорящего ребенка диагностируют ОНР — общее недоразвитие речи на фоне нормального интеллекта и слуха. ОНР может быть 4-х уровней, но любой из них является поводом для коррекции.
Учитывая возраст детей, в это время отставание от сверстников уже достаточно значительное, так что работать придется много и упорно.

Развитие речи в норме

Для правильного понимания признаков, указывающих на задержку речевого развития, необходимо знать основные этапы и условные нормы речевого развития детей раннего возраста.

Рождение ребенка знаменуется криком, который является первой речевой реакцией младенца. Крик ребенка реализуется за счет участия голосового, артикуляционного и дыхательного отделов речевого аппарата. Сроки появления крика (обычно на первой минуте), громкость и звук могут многое сказать неонатологу о состоянии новорожденного. Первый год жизни является подготовительным (доречевым) периодом, в котором ребенок проходит следующие этапы:

  • ворочание (с 2-3 мес.);
  • лепет (с 5-6 мес.);
  • лепет слов (с 8-10 мес.);
  • первые слова (в 10-12 мес.).

В норме в 1 год активный словарный запас ребенка содержит около 10 слов, состоящих из повторяющихся открытых слогов (ма-ма, па-па, ба-ба, дядя-дя и т д.); в пассивном словаре — около 200 слов (обычно названия бытовых предметов и действий). До определенного времени пассивный словарный запас (количество слов, которые ребенок понимает) намного превышает активный словарный запас (количество произнесенных слов).

Примерно в 1,6 – 1,8 месяца начинается так называемый «лексический взрыв», когда слова из пассивного словаря ребенка внезапно перетекают в активный словарный запас. У некоторых детей период пассивной речи может быть задержан до 2 лет, но в целом речевое и психическое развитие в норме. Переход к активной речи у таких детей часто происходит внезапно, и вскоре они не только догоняют рано заговоривших сверстников, но и обгоняют их в речевом развитии.

Исследователи считают, что переход к фразовой речи возможен при наличии в активном словарном запасе ребенка не менее 40-60 слов. Поэтому в 2-летнем возрасте в речи ребенка появляются простые предложения из двух слов, а активный словарный запас увеличивается до 50-100 слов. В 2,5 года ребенок начинает строить развернутые предложения из 3-4 слов.

В период с 3 до 4 лет ребенок усваивает некоторые грамматические формы, говорит едиными по смыслу предложениями (формируется связная речь); активно использует местоимения, прилагательные, наречия; освоить грамматические категории (изменить слова по числу и роду). Словарный запас увеличивается с 500-800 слов в 3 года до 1000-1500 слов в 4 года.

Специалисты допускают отклонение от нормативных рамок в плане речевого развития на 2-3 месяца у девочек, и на 4-5 месяцев у мальчиков. Правильную оценку того, является ли задержка появления активной речи задержкой речевого развития или индивидуальной чертой, может дать только специалист (педиатр, детский невролог, логопед), имеющий возможность наблюдать ребенка в динамике.

Симптомы ЗРР

Признаками задержки речевого развития на разных этапах речевого онтогенеза могут быть:

  • аномальное течение доречевого периода (малая активность воркования и лепета, молчание, однотипные вокализации)
  • отсутствие реакции на звук, речь у ребенка в возрасте 1 года;
  • неактивные попытки повторения чужих слов (эхолалия) у ребенка 1,5 лет;
  • невозможность в 1,5-2 года выполнить на слух простое задание (действие, показ и т д);
  • отсутствие самостоятельных слов в 2 года;
  • неспособность объединять слова в простые предложения в возрасте 2,5-3 лет;
  • полное отсутствие собственной речи в 3-летнем возрасте (ребенок использует только заученные фразы из книг, мультфильмов и т д.);
  • преимущественное использование ребенком невербальных средств общения (мимика, жесты) и др.

Социальные и эмоциональные задержки развития

Из-за этих проблем детям может быть трудно ладить со взрослыми или другими детьми. В большинстве случаев проблемы появляются еще до поступления детей в старшую группу детского сада, особенно в школе.

Задержка речевого развития - причины, симптомы, диагностика и лечение

Социальные или эмоциональные навыки: что нормально

К 3 годам дети обычно:

  • Проявляйте интерес к другим детям
  • Возможна разлука с родителями на некоторое время;
  • Может поддерживать зрительный контакт.

К 4 годам дети обычно:

  • Меньше цепляется за родителей и меньше плачет, когда они уходят;
  • Играйте с другими детьми;
  • Может общаться с людьми, которых не знает или знает мало (здороваться, отвечать на вопросы).

К 5 годам дети обычно:

  • Показать широкий спектр эмоций;
  • Легко может на время расстаться с родителями;
  • Они хотят играть с другими детьми.

Причины задержки развития

Одной из наиболее распространенных причин задержки развития социальных и эмоциональных навыков является расстройство аутистического спектра или РАС. Это может повлиять на то, как ребенок выражает свои мысли, взаимодействует, ведет себя и учится. Однако есть и другие. Специалисты выяснят причину.

Что можно сделать

Лечение социальной или эмоциональной задержки зависит от причины и того, как она влияет на жизнь ребенка. Для коррекции приходится тесно сотрудничать с врачами и другими специалистами, чтобы найти то, что больше всего поможет ребенку.

Если из-за этой задержки возникают поведенческие проблемы, могут помочь лекарства или специальные поведенческие терапии. Чем раньше вы начнете бороться с такой проблемой, тем больше шансов, что ребенок догонит детей своего возраста.

Задержка психомоторного развития (ЗПМР)

Психомоторная заторможенность диагностируется у многих детей раннего возраста, что может быть обусловлено незначительными органическими изменениями в состоянии головного мозга или нарушением функционирования его работы. Такие изменения могут быть врожденными, вследствие родовой травмы или приобретенными ребенком в течение жизни. В последнем случае MMR может быть следствием наследственной предрасположенности, в результате которой могут возникать проявления задержки психомоторного развития на фоне перенесенного инфекционного заболевания, отравления, нарушения обмена веществ и действия социальных факторов. Поэтому невнимание к ребенку, отсутствие любви к нему, воспитательная запущенность, плохие бытовые условия и так далее могут стать движущей силой развития СТМР

Таким образом, различают неспецифическую и специфическую задержку психомоторного развития. При неспецифической или доброкачественной задержке в головном мозге отсутствуют патологии, благодаря чему она легко поддается коррекции и полностью исчезает при создании достаточной внешней среды и особых условий, и ребенок догоняет сверстников по всем параметрам.

Девушка и растущий граф

При специфической МРТ наблюдается поражение определенных структур головного мозга, что приводит к задержке развития двигательных, психических и речевых функций. Это сопровождается появлением характерных симптомокомплексов и требует назначения соответствующего ситуации лечения, без которого МРТ не может быть полностью компенсировано. Вначале обычно можно заметить отставание только по одному из параметров, но со временем специфическая задержка психомоторного развития приводит к равномерному нарушению всех функций.

МРТ может протекать с разной степенью тяжести, на основании чего различают:

  • ЗПМР 1 степени — отставание в психомоторном развитии не более чем на 1 возрастной интервал, и с наблюдаемой тенденцией к снижению выраженности по мере взросления ребенка. При этой форме быстро компенсируется отставание в развитии, и ребенок вновь обретает прежний возраст в плане развития психических, двигательных и речевых функций, но только при условии проведения грамотного лечения.
  • ЗМТР 2 степени — отставание более чем на 1 возрастной период на фоне отсутствия тенденции к постепенной компенсации и уменьшения выраженности психомоторной заторможенности или даже тенденции к нарастанию дефицита. При этой схеме очень важно подобрать правильное лечение, но это не гарантирует полной компенсации психомоторных функций, а может лишь позволить избежать нарастания временного дефицита по мере взросления ребенка.
  • ЗПМР 3 степени — отставание в психомоторном развитии ребенка более чем на 1 и даже на 2 возрастных периода. Это наиболее тяжелая форма СТМР, сопровождающаяся неуклонным нарастанием отставания в психомоторном развитии ребенка от того же возраста. При этом двигательные, речевые и психические функции могут даже не иметь тенденции к развитию.

Признаки

Задержка психомоторного развития может начать проявляться в любой период жизни ребенка, что и определяет характер возникающих симптомов. Так, в период новорожденности о наличии отклонений от нормы могут свидетельствовать:

  • апатия ребенка, отсутствие реакции на появление чувства голода или насыщения, утомляемость и так далее;
  • слабо выраженные безусловные рефлексы, склонные к быстрому исчезновению при повторных раздражающих воздействиях;
  • отсутствие усилий поднять голову при переворачивании на живот.

В то же время у новорожденных с признаками СТМР наблюдается нормальная двигательная активность, а мышцы находятся в гипертонусе. В следующем возрастном периоде, то есть от 1 до 3 мес, при задержке психомоторного развития могут наблюдаться кратковременные периоды настороженности и слабости или полное отсутствие эмоциональных реакций. Что касается периода от 3 до 6 месяцев, то в это время родителей должна насторожить задержка формирования рефлексов, особенно то, что ребенок не пытается перевернуться со спины на живот и встать на руки.

Признаки МРТ становятся более выраженными через 6-9 мес. При этом о наличии отклонений могут свидетельствовать:

  • низкий уровень выраженной активности при общении и наличие небольшого количества игровых реакций, жестов;
  • слабая эмоциональная окраска издаваемых звуков, лепет;
  • отсутствие возможности захватывать предметы двумя пальцами;
  • отсутствие усилий для вставания, ребенок не может самостоятельно сесть и плохо ползает.

Признаки STMR в 8-9 месяцев

В годовалом возрасте у малыша уже должен быть большой набор достижений, одним из которых является ходьба и активное лепетание. Но при МРТ дети 9-12 месяцев не используют лепетные слова и не окрашивают их эмоционально. Такие дети могут стоять с опорой, но еще не могут ходить из-за недоразвития двигательных функций.

Но, к сожалению, ВТМР крайне редко диагностируется на первом году жизни. Обычно признаки отклонения от нормы родители замечают намного позже. В таких ситуациях учитывают:

  • эмоциональная незрелость – у ребенка часто меняется настроение, он суетлив, неуверен, застенчив, плохо контролирует свою реакцию на различные виды деятельности и с трудом адаптируется в группе сверстников, например в детском саду;
  • расстройство внимания – ребенку трудно сосредоточиться на чем-либо, вследствие чего он постоянно отвлекается от своего занятия, склонен останавливаться на полпути (иногда проявляется возникновением синдрома дефицита внимания с гиперактивностью);
  • нарушение восприятия окружающего мира – ребенку трудно составить комплексное представление о чем-либо, вследствие чего он не способен узнавать знакомый предмет только по его части и воспринимать схематические рисунки;
  • ухудшение памяти – дети с МРТ могут плохо запоминать новую информацию, путаться в ней, быстро забывать;
  • речевые расстройства – в основном проявляются снижением скорости развития, хотя могут быть и другие виды задержки развития речи, характер которых определяется тяжестью течения МПМР;
  • отставание в развитии мышления – ребенку сложно решать логические и другие задачи;
  • несформированная игровая деятельность – игры характеризуются отсутствием содержания, посвящены бытовым темам.

Такие признаки не всегда свидетельствуют о задержке развития, но их наличие является поводом для обязательной консультации с врачом, причем как можно скорее.

Диагностика

Ребенка с задержкой речи должна консультировать бригада специалистов, включающая педиатра, детского невролога, детского отоларинголога, детского психиатра, логопеда, детского психолога. Задача педиатра на этапе осмотра — оценить соматический статус, предварительно определить возможные причины задержки речевого развития и направить ребенка к специалисту соответствующего профиля.

  1. Медицинский блок. Неврологическая диагностика (ЭЭГ, ЭхоЭГ, дуплексное сканирование артерий головы ребенка) необходима для выявления микроорганических поражений головного мозга. Посещение детского отоларинголога необходимо для исключения хронического отита, аденоидов и снижения слуха у ребенка.
  2. Логопедическое обследование. Он включает изучение анамнестических данных и заключений врачей-специалистов, двигательного развития детей, состояния речевого аппарата, слуховых и зрительных ориентировочных реакций, деталей коммуникативной деятельности ребенка. У детей в возрасте до 1 года наблюдают за голосовой и предречевой активностью в естественных и провокационных ситуациях. При наличии слов определяют время их появления, объем активного и пассивного словаря, общую речевую активность ребенка, наличие словосочетаний и связной речи и т д.
  3. Психологическая диагностика. Для диагностического обследования речи и оценки общего психического развития детей раннего возраста логопеды и детские психологи используют Денверский тест психомоторного развития, шкалу психомоторного развития Гриффитса, шкалу раннего речевого развития, шкалу Бейли и др.

Задержку речевого развития необходимо отличать от общих нарушений развития (аутизм, избирательный мутизм, олигофрения), общего недоразвития речи на I-IV уровне.

Проявления патологии

О задержке речевого развития говорят, когда обнаруживаются не только проблемы с произношением звуков и слов, но и при обнаружении следующих симптомов:

  • отказывается общаться;
  • невнятная речь;
  • обильное слюнотечение;
  • отсутствие зрительного контакта;
  • трудности в понимании речи незнакомых людей (например, ребенок не отвечает на обращенные к нему просьбы);
  • проблемы с жеванием и глотанием пищи.

Экспертное мнение врача

Большое, даже решающее значение для коррекции различных речевых нарушений в детском возрасте имеет своевременная диагностика: чем раньше будет начат лечебный комплекс, тем раньше малыш заговорит правильно. Не следует затягивать с визитом к специалистам, если ребенок отстает от сверстников в речевом развитии или имеются явные симптомы ЗПРР. Вполне возможно, что отсутствие или неполное формирование речевых функций является индивидуальной особенностью малыша, которая со временем исчезнет сама собой. Однако лучше перестраховаться и получить профессиональную консультацию у логопедов и неврологов. В дальнейшем вернуть упущенное время уже не получится, а коррекция, если она все-таки понадобится, будет дольше и сложнее.

Задержка моторного развития у ребёнка

У некоторых детей могут возникнуть проблемы с крупными движениями, задействующими множество мышц, например, при игре в мяч, или более мелкими, например, при раскрашивании. Иногда проблема не в силе мышц, а в их координации. Вы можете заметить, что ребенок кажется более неуклюжим, чем другие дети его возраста.

Моторные навыки: что нормально?

Когда дети становятся старше, они обычно становятся более сильными и более скоординированными. Сообщите своему врачу, если ваш ребенок не достигает какой-либо из следующих вех или кажется, что он теряет моторные навыки, которым он уже научился.

К 3 годам дети обычно могут;

  • Сохраняйте равновесие, поднимайтесь и спускайтесь по лестнице;
  • Манипулировать мелкими предметами;
  • Сложить башню в конструкторе, пазл не менее 12 штук;
  • Используйте обе стороны тела;
  • Встаньте на одну ногу на несколько секунд.

К 4 годам дети обычно могут:

  • Подбросить мяч вверх, поймать большой мяч;
  • Прыжки на месте или на одной ноге;
  • Кататься на трехколесном велосипеде;
  • Возьмите мелки большим и указательным пальцами (захват пинцетом) и рисуйте ими.

К 5 годам дети обычно могут:

  • Бегать «как взрослый» (дети не могут достичь «предела прочности» при беге, когда обе ноги не касаются земли на долю секунды);
  • Используйте детские ножницы;
  • Правильно держать карандаши;
  • Легко снять одежду;
  • Стоять на одной ноге 10 секунд;
  • Подъем и спуск по лестнице без поручней, только одной ногой на каждой ступеньке;
  • Чистите зубы, мойте руки сами.

Возможные причины задержки

В большинстве случаев врачи не могут найти конкретную причину задержки двигательных навыков или координации, но у некоторых детей есть проблемы со здоровьем, которые вызывают их или усугубляют. К таким диагнозам относятся:

  • Проблемы со зрением;
  • Отсутствие мышечного контроля, называемое атаксией;
  • Проблемы с координацией и планированием движений головного мозга, называемые диспраксией;
  • Мышечные заболевания;
  • Церебральный паралич.

Что можно сделать?

В случае задержки моторики врач может посоветовать малышу больше двигаться и вести активный образ жизни дома. Вам также может понадобиться:

  • Лечебная гимнастика, помогающая выполнять движения, задействующие большое количество групп мышц.
  • Трудотерапия для улучшения мелкой моторики или проблем с координацией;
  • Лекарства или другое лечение мышечных заболеваний, нарушений зрения и т д.

Симптомы задержки речевого развития у детей

Своевременное лечение в большинстве случаев способствует формированию правильной устной речи, поэтому при возникновении проблем необходимо как можно быстрее обратиться к специалисту. Чтобы вовремя их заметить, родители должны знать основные этапы речевого и психического развития ребенка и признаки РДР.

Существуют возрастные нормы речи и психического состояния. Конечно, каждый ребенок индивидуален и может развиваться не так, как его сверстники, но при выраженном отставании в речевом и умственном развитии необходимо показать малыша специалисту. Чем раньше будет проведена диагностика РРР, тем больше шансов справиться с этой непростой ситуацией.

Первые признаки серьезных нарушений в артикуляционном аппарате и центральной нервной системе можно обнаружить сразу после рождения. Новорожденный должен громко кричать, когда он голоден или обеспокоен. Слабый крик или его отсутствие – повод для визита к неврологу. Также нужно видеть, как ребенок берет грудь. Если он быстро устает, отказывается, плохо сосет, возможны проблемы с губами, небом, уздечкой языка. Новорожденный должен быть осмотрен педиатром и хирургом. В случае расщелины неба необходима хирургическая коррекция, а слишком короткая уздечка на языке обрезается. Детям, перенесшим гипоксию при рождении, имеющим повышенное внутричерепное давление, гиперкинезы, повышенный тонус в конечностях и вялый язык, следует как можно раньше начать лечение у невролога.

В 1,5-3 месяца появляется воркование, через 4-6 месяцев малыш начинает издавать цепочки из нескольких звуков, а через 6-7 месяцев пробует произносить отдельные слоги. Первые короткие слова малыш должен произнести уже в 8-11 месяцев. Ребенок первого года жизни проявляет интерес к обращенной к нему речи, понимает свое имя, отдельные слова.

До 1,5 лет должна формироваться осмысленная устная речь, построенная из коротких фраз. Словарный запас в этом возрасте еще невелик, но малыш уже понимает значение знакомых слов, правильно их использует.

В трехлетнем возрасте словарный запас должен достигать 1000 слов. Ребенок строит простые предложения, выражает свои мысли и чувства, хорошо понимает обращенную речь, показывает названные предметы.

Признаки задержки речевого развития у детей, которые должны вызвать беспокойство у родителей и заставить их обратиться к специалисту для диагностики:

  • В 2-3 года ребенок не пытается говорить.
  • В первый год жизни младенец не издает звуков, кроме плача.
  • Отсутствие интереса к речи взрослых.
  • В год малыш не понимает смысла самых употребляемых слов.
  • Словарный запас со временем не расширяется.
  • Ребенок имеет проблемы в общении со сверстниками или не хочет идти на контакт.
  • Возникают трудности в обучении, усвоении нового материала.
  • Ребенок не обращается к взрослым, старается избегать контакта и все делает самостоятельно.
  • Слова, произносимые малышом, трудно понять, при попытке произнести звук правильно ничего не получается.

Жалобы, с которым родители чаще всего обращаются к врачу

  • В 4 месяца ребенок не реагирует на реверсивную речь и не улыбается
  • Не лепечет в 8-9 месяцев
  • В год практически не издает звуков или произносит только однотипные
  • В 1,5 года он даже не использует такие простые слова, как «мама», «баба», «дядя», «дай» и не понимает их, не отзывается на обращения по имени и игнорирует просьбы
  • В возрасте 1,5-2 лет не разговаривает и не находит нужный предмет по просьбе взрослого
  • В возрасте 2,5-3 лет не использует предложения, говорит менее 20 слов, не показывает и не называет части тела, предметы
  • В 3 года повторяет фразы из книг и мультфильмов, но не составляет предложения самостоятельно, не понимает рассказы и сказки
  • Использует жесты и мимику для общения

Часто родители бьют тревогу, если ребенок в возрасте 3-5 лет совсем не разговаривает. Но даже при менее значительной задержке нужно обратиться к специалисту: чем раньше начать лечение, тем лучше прогноз.

Если ребёнок не заговорил до 7 лет, речь уже не появится.

Прогноз. Профилактика

Если нет серьезных органических поражений головного мозга, реабилитация начата до пятилетнего возраста, а речь развита до поступления в школу, то прогноз благоприятный 1257 .

При выраженной задержке психоречевого развития, органическом поражении головного мозга, выраженных нарушениях речевых центров и без своевременного лечения расстройство сохраняется. Это приводит к тому, что ребенок позже испытывает значительные трудности с обучением и социализацией.

Для развития речи важно с ребенком с рождения разговаривать, читать ему вслух книги, объяснять происходящее вокруг и показывать мультфильмы на его родном языке.

Коррекционно-развивающая работа при ЗРР

Объем коррекционной помощи детям с задержкой речевого развития зависит от факторов, вызвавших задержку развития речевых навыков. Итак, по причинам социально-педагогического характера в первую очередь необходимо организовать благоприятную речевую среду, стимулировать речевое развитие ребенка, правильно подобрать речевой материал, продемонстрировать образцы правильной речи, «многословия» (произношения) всех действия ребенка.

Если в основе задержки речевого развития лежит дисфункция головного мозга, коррекционно-воспитательная работа должна сопровождаться лечением, назначенным детским неврологом: прием ноотропных препаратов, массаж, транскраниальная микрополяризация, магнитотерапия, электрорефлексотерапия и др.

Параллельно с лечебными процедурами и семейным воспитанием детям с задержкой речевого развития необходимы часы с логопедом и детским психологом для развития речевых и познавательных процессов. Особое внимание в раннем детстве уделяется развитию мелкой моторики, пальчиковых и подвижных игр, продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликации), дидактическим играм (речепедическое лото, специальные речевые игры и упражнения и др.), развитию зрительного и слухового внимания, пассивного словарного запаса и активной речи, связной речи.

Лечение

Чтобы полностью избавиться от проблемы, необходимо по результатам диагностики учитывать индивидуальные особенности организма. И, конечно же, подготовьте комплексную программу лечения, включающую все необходимые мероприятия:

  • транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС);
  • электромагнитное поле крайне высокой частоты (КВЧ);
  • биологическая обратная связь (БОС);
  • зрительная и слуховая стимуляция;
  • специальный логопедический массаж;
  • индивидуальная работа с логопедом;
  • создание.

Прием ноотропных препаратов назначается при необходимости, но комплексное лечение поможет это опровергнуть.

Наряду с медикаментозной терапией применяются разработанные инструментальные методы лечения задержки психомоторного и речевого развития. С наилучшей стороны показали себя инновационные вербальная стимуляция, зрительная стимуляция, слуховая стимуляция, транскраниальная магнитная стимуляция головного мозга, нейропсихологическая коррекция. Все эти методики используются в нашем неврологическом центре.

Задержку речевого развития лучше всего лечить в раннем возрасте, не позднее 2-3 лет, но и в 5-6 лет велики шансы привести малыша в норму, исправить дефект, если вы решите, что делать.

В нашей клинике проводится полная диагностика и комплексное лечение детей с различными видами задержки развития. Используя научно-медицинский потенциал отделения неврологии и клинической нейрофизиологии, одного из лидеров активизации и стимуляции мозга в Европе, мы лечим и корректируем причины заболевания, добиваясь высочайших результатов.

Признаки явной задержки развития речи у ребенка

  • малоподвижное воркование и однотипное лепетание, отсутствие у ребенка даже элементарных звуков;
  • отсутствие экстракционного комплекса;
  • отсутствие реакции на звуки и речь у младенца; ребенок не отзывается на обращение взрослых к нему, а их внимание привлекает только плач;
  • постепенное угасание лепета у младенца;
  • ребенок не пытается повторять чужие слова в возрасте 11 месяцев-1,5 лет;
  • возникают трудности в понимании и выполнении простых указаний и команд от родителя в 1,5-2 года;
  • нет самостоятельных слов в 1,5-2 года;
  • отсутствие фразовой речи в возрасте 2-2,5 лет;
  • ребенок воспроизводит в речи только фразы, услышанные из мультфильмов или книг, прочитанных ему взрослым;
  • задержка развития речи ребенка 3 лет проявляется отсутствием связной «взрослой речи»;
  • ребенок не использует мимику и жесты или, наоборот, использует их преимущественно над речью;
  • дети 4 лет с задержкой речевого развития не употребляют грамматически правильных словосочетаний, не используют все части речи, не умеют группировать предметы и классифицировать их, не строят сложных предложений.

Причины отсутствия речи могут оказаться серьезнее

Еще одним важным моментом является тот факт, что неразвитая речь в возрасте 4-5 лет может быть проявлением определенных психологических или неврологических нарушений. Это повод не только чаще читать с ребенком книги, но и воспользоваться помощью квалифицированных специалистов.
Среди причин задержки речи, помимо физиологической задержки, можно выделить и психические расстройства:

  1. Подчеркивать. Сильное потрясение, пережитое ребенком, может полностью остановить развитие речи. Говорить на нем может только специалист, а риск заикаться из-за страха очень высок.
  2. Сложная психологическая атмосфера дома также может привести к задержке речи.
  3. Задержка психомоторного и умственного развития соответственно тормозит формирование навыков говорения. Поэтому крайне важно наблюдать за ребенком, особенно за плохо говорящим.
  4. Отдельным важным моментом следует выделить неврологические причины, возникшие в результате тяжелой беременности или трудных родов, травм головы или даже просто слишком частых падений ребенка. На основании наблюдений специалисты пришли к выводу, что более чем в 50% случаев задержка формирования речи является следствием ММД (минимальной мозговой дисфункции).

От admin