Эмоциональная саморегуляция: как управлять эмоциями?

Эмоциональная саморегуляция – это способность справляться со своими переживаниями, не нанося вреда психике других. Вопрос о том, как справляться с эмоциями, волнует каждого. То, что человек — существо эмоциональное, не подлежит сомнению. Радость, печаль, удивление, радость и всплески других эмоций пронизывают нашу жизнь, сопровождают каждое действие, возникают по любому поводу, а иногда и вовсе без видимой причины. Довольно сложно представить свою жизнь без эмоций.

Однако некоторые исследователи утверждают, что эмоции не нужны и даже опасны для нашего существования. Эмоции они считают атавизмом – ненужным, отжившим элементом, унаследованным человеком от далеких предков. Открытое проявление эмоций, слабые механизмы саморегуляции свойственны плохим людям или представителям отсталых культур.

Возможно, современным цивилизованным людям следует полностью избавиться от эмоций, чтобы они не усложняли жизнь… «Все мы знаем, что эмоции вредны для нашего благоразумия и нашего кровяного давления», — любил говорить американский психолог Фредерик Скиннер. На самом деле довольно часто бурные эмоции мешают целенаправленной деятельности, дезорганизуют поведение. В особо тяжелых случаях, чтобы успокоиться, субъект должен использовать все свои силы, использовать все методы саморегуляции.

Каковы преимущества психического беспокойства? Эмоции часто не усложняют, а наоборот сильно упрощают жизнь, снимают часть нагрузки с мозга. Как это произошло? Представьте, что вы встретили незнакомца и чувствуете, что он вам не нравится. Дальнейшие шаги понятны. Если вам это не нравится, мы ограничиваем контакты. С теми, кто понравился — мы дружим. А почему и почему — по ходу узнаем, если больше нечего делать. Вот так эмоции заменяют сложную аналитическую работу мозга за считанные секунды.

Конечно, иногда не помешает выяснить, что конкретно нравится или не нравится в человеке или событии. Напрасно, полагаясь на подсознательные методы саморегуляции, руководствуясь эмоциями, вы можете быть очарованы цветом своих волос или звучанием голоса и до поры до времени упорно игнорировать дурные черты характера. Или, наоборот, раздражаясь на речевые ошибки и слова тунеядцев, легко не замечать «чудесных порывов души». Выражая эмоции, люди избавляются от внутреннего напряжения.

Благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем судить о внутреннем состоянии окружающих. Эмоциональные явления объединяют людей, помогают осуществлять совместную деятельность. Кроме того, эмоции обладают мощным мотивирующим эффектом и способствуют более быстрому обучению. Поэтому эмоции необходимы и важны для человека, а развитая эмоциональная саморегуляция призвана помочь человеку понять и конструктивно выразить свои чувства. Механизмы саморегуляции эмоционального состояния

Как уже было сказано, эмоции приносят людям много пользы, но в некоторых обстоятельствах доставляют довольно много дискомфорта. Под влиянием гнева, ненависти или паники человек теряет контроль над ситуацией, совершает необдуманные поступки, принимает поспешные решения. Эмоциональная саморегуляция помогает восстановить равновесие, восстановить самооценку, справиться с переживаниями и минимизировать разрушительные последствия.

Как справиться с эмоциями? Все механизмы саморегуляции делятся на две большие группы: конструктивные и неконструктивные. Неконструктивные методы саморегуляции действуют по принципу психологической защиты.

Они дают временное облегчение за счет того, что негативные переживания вытесняются в подсознание и какое-то время не беспокоят человека. Такие механизмы не очень эффективны, негативные эмоции продолжают существовать и обязательно проявятся при первой же возможности. Конструктивные методы саморегуляции способствуют реальной адаптации к окружающему миру. В науке они называются копинг-поведением.

Эмоциональная саморегуляция, повышающая адаптивность человека, предполагает произвольный выбор. На основе понимания природы эмоциональных явлений и причин их возникновения человек перестает быть жертвой флуктуирующих переживаний и сознательно прогнозирует свои эмоциональные реакции. Многие думают о том, как справиться с эмоциями, когда огонь уже бушует с силой и величием.

Хотя пожар легче предотвратить, чем ликвидировать последствия. Совладающее поведение заключается не только в том, чтобы успокоить пылающие страсти. Подлинные механизмы саморегуляции – это свойства личности, которые являются внутренним ресурсом, помогающим адекватно реагировать на ситуацию, предотвращать возникновение нежелательного возгорания. Ресурсами копинг-поведения являются следующие личностные характеристики:

  • наличие внутренних ценностей, понимание своего места в мире, своего жизненного предназначения;
  • убеждение, что жизненные успехи и неудачи зависят от меня самого, моих способностей;
  • оптимизм, вера в хорошее, высокая самооценка;
  • принятие себя, естественное поведение, отсутствие страха проявить себя и совершить ошибку;
  • доброжелательность, коммуникабельность, умение устанавливать и поддерживать глубокие и тесные эмоциональные связи;
  • умение жить настоящим;
  • самостоятельность, независимость и свобода выбора;
  • способность брать на себя ответственность за свою жизнь, социальная зрелость.

Несовершенные способы эмоциональной саморегуляции

Австрийский психиатр Пауль Вацлавик утверждает, что люди очень плохо приспособлены к тому, чтобы быть счастливыми. Забыв механизмы эмоциональной саморегуляции, люди сознательно культивируют проблемы, буквально стремятся стать несчастными. Несчастному человеку всегда есть чем заняться, что обсудить с друзьями и близкими. Его жизнь кажется ему наполненной событиями. Поэтому многие испытуемые ловко цепляются за свои настоящие недостатки или выдумывают несуществующие проблемы. Ошибки и поражения бережно хранятся в памяти, извлекаются при каждом удобном случае. Люди наслаждаются своим опытом и охотно делятся им с другими. В конечном итоге человек привыкает жить в ситуации напряжения, и тогда начинают настигать разные несчастья.

Индивид демонстративно сердится и возмущается, проявляет заботу, жалуется всем встречным на свою «злую судьбу», а втайне радуется: «Ура! Опять о чем беспокоиться! ничего особенного, и время занято, и жизнь кипит… И ему вообще не нужны никакие методы эмоциональной саморегуляции. Задача борьбы с эмоциями не стоит на повестке дня. Довольно обычная ленивая отговорка является высказывание: «Я не могу с собой поделать».

Очень часто в нашей речи встречаются такие выражения: «Я был охвачен ужасом», «Меланхолия напала на меня», «Страх меня поразил», «У меня случился нервный срыв»…Я просто хочу спросить: «Где ты был в этот момент? Что вы делали, пока все это происходило? Кто разбирал весь этот бардак в собственном внутреннем мире? Эмоции — это не вирусы и не инопланетяне. Они не могут атаковать нас из внешнего мира. Любые чувства имеют свое происхождение во внутреннем мире, т.е в зависимости от самого человека, его желания и готовности испытывать.

Каждый сам решает, какие эмоции испытывать. А если тебе грустно, значит, тебе это зачем-то нужно. Вы получаете от этого какую-то пользу. Тогда даже самые красивые техники эмоциональной саморегуляции вам не помогут. Не так уж редки героические люди, умеющие владеть собой, точно умеющие справляться с эмоциями. Обычно это означает, что человек не дает вырваться наружу своим переживаниям, сдерживает их, не показывает окружающим. Но это не значит, что нет чувств. Внутри бушует ураган. А на поверхности — тихо и гладко. Ограничение эмоциональной саморегуляции — прямой путь к неврозам и различным соматическим заболеваниям. Чувство, которое уже возникло, никуда не исчезнет.

При его подавлении в каком-то органе образуется мышечный зажим. Чем чаще вы подавляете эмоции, тем больше объятий. В конце концов, организм начинает работать с нарушениями, и организм заболевает. В науке существует целое направление, изучающее влияние психических факторов на возникновение соматических заболеваний — психосоматика. Например, исследователи доказали, что у сверхответственных менеджеров часто бывают язвы желудка, у чувствительных людей — боли в горле.

Эффективные техники саморегуляции эмоционального состояния

Как действовать в напряженной ситуации? Как справиться с эмоциями? Ответ прост — не подавляйте чувства. Вы должны научиться понимать их. Человеческие эмоции — это хорошо функционирующая сигнальная система. Виртуальный красный свет появляется, когда в окружающей среде происходит что-то важное. Негативные эмоции предупреждают нас, предупреждают о возможной угрозе, удерживают от глупостей. Научитесь находить и устранять причину переживаний, а не сами чувства. Разрушение сигнальной лампы не устранит опасности.

Эффективно снизить накал страстей помогут следующие методы саморегуляции: — Физическая активность. Любые физические упражнения являются прекрасным механизмом саморегуляции. Чтобы разгрузить эмоциональную сферу, не обязательно систематически пропагандировать занятия спортом. Это, вероятно, в середине опыта, чтобы сделать несколько приседаний, интенсивно прыгать или подниматься по лестнице в высоком темпе. — Прогулка на свежем воздухе. Быстрая ходьба также является хорошим упражнением.

В процессе движения дыхание учащается, кровь насыщается кислородом. Мозг получает дополнительное питание и начинает работать намного лучше. Ваши мысли станут более позитивными, а оптимальное решение проблемы, вызвавшей эмоциональный стресс, будет найдено само собой. — Вокальные упражнения. Среди практических психологов есть выражение «выкрикивать эмоции». Он используется для обозначения вокальных приемов саморегуляции.

При воспроизведении звуков голосовые связки производят мощные колебания, способствующие выделению энергии. Упражняясь в пении и издавая громкие звуки, человек, таким образом, освобождается от негативных эмоций. — Пальчиковая гимнастика. На подушечках наших пальцев есть множество рецепторов, которые передают сигналы в мозг. Чтобы дать волю ненужным эмоциям, можно использовать следующие механизмы саморегуляции: аккуратно потереть ладони друг о друга, хорошо размять пластилин или тесто. — Температурный контраст.

Бурные эмоции связаны с чем-то теплым. Если вам нужно охладить пыль, используйте изменение температуры. Подышите у открытого окна, умойтесь холодной водой или приложите ко лбу кусочек льда. — Визуализация. Эмоциональная саморегуляция легко дается тому, кто научился отключаться от своих эмоций. Это можно сделать с помощью методов визуализации. Представьте, что негативные эмоции — это тяжелый головной убор, колючий шарф или тугой ремень. Избавьтесь от аксессуаров, которые мешают вам мысленно, и будьте свободны. — Заменить объект.

Если ваши чувства привязаны к конкретному человеку, попробуйте перенести их на неодушевленный предмет: портрет, боксерскую грушу, плюшевую игрушку, стопку бумаги. Дайте волю своему гневу, выскажите все свои обиды, выскажите свое раздражение и живите дальше. В заключение еще раз напоминаем, что эмоции ни в коем случае нельзя сдерживать. Лишая себя эмоций, вы лишаете мир цвета. Научитесь понимать и принимать свои чувства. Они так ясно вам что-то скажут… Обратите на них внимание!

Виды реабсорбции

Реабсорбцию с учетом зоны канальца, где реализуется механизм реабсорбции, делят на два вида:

  • проксимальный;
  • дистально.

Проксимальная

Проксимальная реабсорбция — выделение и реабсорбция полезных для организма веществ (например, белков, декстрозы, аминокислот, микроэлементов и др.) Удаление воды относится к пассивному транспортному механизму. Ее качество и скорость напрямую связаны с преобладанием в первичной моче соляной кислоты и щелочи.

Движение бикарбоната осуществляется через пассивный и активный механизм. Скорость и степень зависят от площади канальца, по которому проходит первичная моча. Поток жидкости активный, но для впитывания необходимых веществ требуется некоторое время. Пассивный механизм обусловлен повышением уровня бикарбонатов и уменьшением объема мочи.

Эпителиальные клетки, расположенные в щеточной кайме апикальной мембраны, участвуют в транспорте аминокислот и декстрозы. За счет всасывания декстрозы и аминокислот образуется гидрохлорид, а уровень бикарбоната падает.

Почечная реабсорбция. Что это такое, схема, как это происходит, гормоны, что регулируется, норма

Клетчатка канальцев почти полностью поглощает глюкозу. Если уровень сахара повышается, соответственно увеличивается нагрузка на транспортные клетки. В результате глюкоза перестает транспортироваться в плазму крови и выводится из организма вместе с мочой. Белки и пептиды при проксимальной реабсорбции практически полностью всасываются.

Межличностное общение — виды и формы взаимодействия людей

«Общение» является одной из центральных категорий современной психологии и находится в русле таких понятий, как «личность», «поведение» и «мышление».

Межличностное общение выражается в попытках установления и дальнейшего развития отношений между двумя и более людьми.

Он предполагает осуществление взаимного влияния на определенную регламентацию действий всех участников процесса, а также на их индивидуальное поведение, намерения и взгляды.

Основные виды межличностного общения

Отношения, переживаемые и осознаваемые индивидами в момент межличностных отношений, в зависимости от степени заинтересованности основываются на различных эмоциональных состояниях. Психологические особенности собеседников, уровень их интеллекта также важны для общения.

Межличностный тип общения делится на следующие виды:

  1. Формальный. Происходит это без учета психологических и других особенностей собеседников. Маски симпатии, вежливости, серьезности или равнодушия позволяют скрыть истинные чувства и отношения. При частых контактах, с помощью стандартного набора жестов и фраз можно защитить себя от эмоциональных перегрузок.
  2. Примитивный. При таком способе общения оценивается собеседник. Он признается необходимым или разрушительным субъектом. Если они думают, что он будет нужен, они активно с ним контактируют, в противном случае общение грубо прерывается. При получении желаемых процентов такой человек исчезает полностью и его отсутствие не скрывается.
  3. Функциональная роль. Для этого вида общения характерна содержательная регламентация. Личность собеседника менее важна, чем его социальная роль. Примером такого типа межличностного общения являются следующие партнеры — учитель и ученик, начальник и сотрудник, водитель общественного транспорта и пассажир.
  4. Бизнес. В этом виде общения собеседники учитывают характер, возраст и настроение друг друга. При этом всегда преобладают интересы дела, личные разногласия отступают на второй план. Обычной целью деловых переговоров или общения является достижение соглашения.
  5. Манипулятивный. Общение ради прибыли. При этом используются такие приемы, как обман, лесть, угрозы, шантаж и другие.
  6. Светское общение. Полностью соответствует нормам, принятым в светском обществе. Собеседники ведут себя крайне дипломатично. Но при этом прячут свои мысли за маской вежливости.
  7. духовный. Позволяет вести беседу на любую тему. Это вид общения близких людей, понимающих чувства и мысли собеседника по интонации голоса или выражению лица.

Межличностное общение – это особый вид деятельности человека, при котором осуществляется обмен идеями, чувствами и эмоциями, начинает развиваться реляционная система.

Межличностное общение среди молодежи

В подростковом и юношеском возрасте у личности начинают формироваться межличностные отношения с родителями, одноклассниками, учителями, друзьями, представителями всех слоев и групп общества. В этот период подростки становятся раздражительными и нетерпимыми. Некоторые из них имеют склонность к агрессии. Они громко разговаривают, становятся эмоциональными.

В 16 лет у большинства молодых людей наступает период самоутверждения и самопознания. Критически воспринимают все происходящие события. Проблемы с межличностным общением в молодежной среде чаще всего вызваны отсутствием сострадания и нежеланием адаптироваться к принятым нормам поведения.

Формы и способы межличностного общения

К формам межличностного общения относятся:

  1. Диалог. Форма общения в виде диалога считается наиболее положительной. Отношения строятся с учетом открытости и равноправия партнеров.
  2. Манипуляция. Манипуляция – это форма общения, заключающаяся в воздействии на партнера для реализации желаний и намерений, скрытых от него или замещаемых другими.
  3. Ключевой. Императивное общение включает в себя авторитарную форму воздействия на собеседника, стремление которого состоит в непосредственном склонении его к каким-либо действиям. Их можно интерпретировать как приказы, требования или инструкции.

Динамика построения межличностных отношений напрямую зависит от возраста, национальности и пола индивидов.

Женщины больше зависят от интенсивности межличностного общения. Они чувствуют потребность в более срочном сообщении своей личной информации другим. Их больше беспокоит и угнетает одиночество.

Психологи называют эмпатию, осознанное сопереживание одного человека другому, основной составляющей отношений и различных видов общения. Процесс общения очень сложен. Она различна в своих проявлениях и формах и чрезвычайно важна как для личности, так и для общества в целом.

Приемы саморегуляции поведения в | Услуги психологов

Техники саморегуляции в общении

Способность к саморегуляции является важной частью общения. Это позволяет нам управлять своими эмоциями и реагировать на эмоции других конструктивно и уважительно.fe9df46b971381c98ddd250646501d26.jpg
Когда мы занимаемся саморегуляцией, мы можем лучше поддерживать отношения, разрешать конфликты и достигать наших целей.

Для саморегуляции общения можно использовать несколько методов. Один из подходов заключается в использовании «я»-утверждений. Когда мы используем утверждения «я», мы берем на себя ответственность за свои чувства и переживания. Например, вместо того, чтобы говорить: «Ты меня злишь», мы говорим: «Я злюсь». Эта техника может помочь снять напряжение и разрешить конфликты.

Другая техника состоит в том, чтобы избегать абсолютов. Абсолютно такие слова, как «никогда» или «всегда». Они заставляют людей чувствовать себя защищенными и поощряют конфликты. Например, вместо того, чтобы говорить: «Ты никогда меня не слушаешь», попробуйте сказать: «Мне кажется, что меня не слышат».

Наконец, нам нужно знать язык тела и тон голоса. Наше невербальное общение часто может передать больше, чем наши слова. Если мы злимся или защищаемся, язык нашего тела и тон голоса, скорее всего, отразят это.
обращая внимание на наши невербальные сигналы, мы можем регулировать свои эмоции и поддерживать общение на равных условиях.

Очень важно поэкспериментировать с разными техниками и найти то, что лучше всего подходит именно вам. Некоторые люди могут найти определенный стиль более эффективным, чем другие, в то время как другим может потребоваться использовать другие методы для управления уровнем стресса и беспокойства. Помните, что не существует «правильного» способа саморегуляции — самое главное — найти то, что работает для вас, и использовать это в своих интересах.

73897a7d72f5f7b270b0a96acb53cba7.jpg

Преимущества саморегуляции в общении

В мире, где поток информации становится все более быстрым и постоянным, как никогда важно контролировать и регулировать свои коммуникации. Способность к саморегуляции имеет решающее значение в личном и профессиональном контексте и может быть разницей между успехом и неудачей.

У саморегулирования есть много преимуществ, но некоторые из наиболее важных включают следующее:

  1. улучшить общение и отношения;
  2. повышенная производительность;
  3. лучшее принятие решений;
  4. улучшение эмоциональной устойчивости;
  5. большая удовлетворенность жизнью в целом.

Саморегуляция требует усилий и практики, но она того стоит, потому что дает много преимуществ.

837831439d0e556f9fdde7fb4364da56.jpg

Теории психической саморегуляции

Рассмотрим популярные теории саморегуляции в психологии.

Системно-деятельностная теория

Автор теории Л. Г. Дикая. Концепция предполагает, что психологическая саморегуляция рассматривается как система и как деятельность, связанная с профессиональной средой и адаптацией личности.

Как систему саморегуляцию можно рассматривать в контексте перехода личности от неосознанности к осознанным и автоматическим формам.

Автор выделил несколько уровней:

  • Непроизвольный уровень. В основе регуляции лежат процессы возбуждения и торможения, а также неспецифическая деятельность в психике. Эти реакции неконтролируемы и продолжительность короткая.
  • Произвольный уровень. Потребность в регуляции возникает в трудных жизненных ситуациях, связаны эмоции. Реакцией становятся полусознательные пути: усиление речевой и двигательной активности, задержка дыхания, напряжение мышц. Обычно человек автоматически пытается проснуться и не обращает внимания на многие изменения.
  • Сознательная регуляция. Человек осознает усталость, дискомфорт, напряжение. Он также может анализировать тяжесть своего состояния. Он решает изменить ситуацию, и здесь в игру вступают такие аспекты, как самообладание, воля, психофизические упражнения, самоподготовка.
  • Целевой сознательный уровень. Ясно понимая, что так дальше продолжаться не может и настало время выбора между психологической саморегуляцией, индивидуум, желающий устранить дискомфорт, начинает перераспределять и оценивать собственные потребности и мотивы. В результате принимается решение о временном выходе из деятельности и взятии на себя их состояния. Если такая возможность не предоставляется, принимается решение о продолжении деятельности в условиях дискомфорта или о балансировании активности и саморегуляции. Затем идет череда таких аспектов: самоубеждение, самоанализ, самовнушение, самопрограммирование. Изменения происходят не только на когнитивном уровне, но и на личностном уровне.

Системно-функциональная теория

Автором теории был А. О. Прохоров, рассматривавший психологическую саморегуляцию как переход от одного психического состояния к другому, связанный с представлениями о желаемом настроении. Осознанный образ помогает активизировать самоконтроль и соответствующие мотивы.

После обращения к сознательным методам достижения желаемого человек обычно использует разные методы и проходит не одно промежуточное состояние. Затем формируется функциональная структура саморегуляции личности — сознательной реакции на конфликтные ситуации.

А. О. Прохоров отмечал, что саморегуляция представляет собой переход из одного состояния в другое, что достигается за счет соединения психических качеств и внутреннего переключения работы.

Чем более осознанное осознание, тем успешнее регулирование. Также важна четкость в формировании желаемого образа и реалистичность восприятий и ощущений. Соответствующее положение анализируется с помощью телесных ощущений, дыхания, восприятия времени и пространства.

Современная практическая психология успешно использует различные виды психической саморегуляции для нормализации внутреннего состояния личности.

К популярным типам относятся:

аутогенная тренировка, основанная на использовании специальных формул самовнушения, позволяющих воздействовать на процессы в организме;

самовоспитание через определенные упражнения;

биологическая обратная связь;

Сознательное использование некоторых видов саморегуляции начинается примерно в возрасте трех лет.

Методы и приемамы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения

Не все люди являются «чистыми» представителями основных темпераментов. В жизни много смешанных и промежуточных типов высшей нервной деятельности, а следовательно, и темпераментов. В большинстве случаев это совмещение функций в одну

темперамент с чертами другого. Темперамент часто несколько меняется с возрастом.

Сангвиник — человек быстр, подвижен, эмоционально реагирует на все впечатления; однако его радость, горе, сочувствие и другие эмоции ярки, но непостоянны и легко сменяются противоположными эмоциями. Сангвиник быстро устанавливает социальный контакт. Он почти всегда является инициатором общения, моментально реагирует на желание общения со стороны другого человека, но его отношение к людям может быть изменчивым и непоследовательным.

Флегматик — человек медлительный, уравновешенный и спокойный, которого нелегко эмоционально задеть и невозможно разозлить; его чувства почти никогда не выражаются внешне. По отношению к другим людям спокойны, устойчивы в своих чувствах. Флегматик медленно устанавливает социальные контакты, мало показывает своих чувств и долго не замечает, что кто-то ищет повод для знакомства с ним. Но он стабилен и постоянен в своем отношении к человеку. Ему нравится находиться в тесном кругу старых знакомых, в знакомой обстановке.

Холерик — человек быстрый, импульсивный, с сильными, пламенными эмоциями, которые ярко отражаются в выразительной мимике, жестах и ​​речи. Он часто склонен к бурным эмоциональным вспышкам. У холериков отмечается быстрая смена настроения, неуравновешенность, что объясняется преобладанием возбуждения над торможением в высшей нервной деятельности. Когда он начинает дело с энтузиазмом, холерик быстро остывает, интерес к работе пропадает, и он продолжает без энтузиазма, а иногда и останавливается на ней. В общении люди с холерическим темпераментом сложны.

Меланхолия — не реагирует эмоционально на все. У него небольшой диапазон эмоциональных переживаний, но эти переживания имеют значительную глубину, силу и продолжительность. В привычной, спокойной обстановке люди этого типа работают очень продуктивно, им свойственна глубина и содержание эмоционально-нравственного поведения и отношения к окружающим людям. Меланхолики очень чувствительны, тяжело переносят ошибки, обиды. Они предрасположены к замкнутости, одиночеству, чувствуют себя некомфортно в новой, непривычной обстановке, часто смущаются.

Темперамент тесно связан с особенностями общения человека с другими людьми, а потому во многом определяет психологическую совместимость или несовместимость людей. Некоторые дефекты темперамента могут быть нейтрализованы человеком в ходе его повседневной работы над собой; используя качества темперамента, можно добиться значительных успехов в деятельности и в совершенствовании собственной личности.

Тип темперамента не может быть «хорошим» и «плохим». Темперамент придает своеобразие человеческому поведению, но никоим образом не определяет мотивы, поступки, убеждения, нравственные принципы личности. Особенности темперамента формируются в деятельности человека и во многом определяются направленностью его личности. На основе каждого темперамента можно сформулировать ценные черты личности.

Психологические исследования показали, что представители разных темпераментов могут достигать одинаково высоких успехов в деятельности, но идут они к этим успехам по-разному. Так холерику легче, чем флегматику, развить скорость и энергию действий, а флегматику легче развить выносливость и спокойствие. Темперамент не имеет ничего общего с талантом и одаренностью людей. Среди красивых людей есть яркие представительницы всех четырех типов темперамента.

Характер – это индивидуальное сочетание существенных черт личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении, в его поступках. Характер – это уникальное сочетание психологических особенностей, индивидуальных черт личности, именно характер дает основание судить о том, хороший этот человек или нет.

Известно, что существует тесная связь между поведением человека и его характером. Это выражается в том, что именно в поведении выражаются особенности характера человека. Слова, жесты, действия, отдельные поступки и поведение в целом позволяют понять характер человека, они как бы высвечивают его внутреннее содержание, скрытое от посторонних глаз. Важнейшим показателем, показателем характера являются поступки и поведение человека.
Поведение человека оценивается, оценивается, прежде всего, исходя из его взаимоотношений с окружающими — с отдельными людьми и с обществом в целом. При этом оценивается не только само действие, но и мотив, заставивший его поступить именно так, а не иначе. Когда знаешь основные черты характера человека, то можно с определенной вероятностью понять, спрогнозировать его поведение.

Черты характера – это индивидуальные привычные формы поведения человека в соответствующих ситуациях, где реализуется его отношение к действительности.

Есть много черт характера, или черт личности. Весьма условно их можно разделить на две группы, которые тесно связаны между собой, влияют друг на друга, но все же отражают отношение человека к различным сторонам жизни.

Первая группа — черты характера, выражающие убеждения и идеалы, направленность личности. Например: коллективизм и эгоизм; чувствительность и грубость; общительность, аккуратность и безответственность, небрежность; скромность, самокритичность и высокомерие; требовательность к себе и высокомерие; самоуверенность и высокомерие и т д. Эти черты характера, или черты личности
моральный характер и являются либо добродетелями, либо пороками человека.

Вторая группа – произвольные черты характера. Они выражаются в способности и привычке сознательно регулировать свое поведение, свою деятельность в соответствии с определенными принципами, преодолевать препятствия на пути к цели. Говорит о ком-либо «человеке характера», подчеркивая тем самым прежде всего выраженность волевых черт характера: целеустремленность, решительность, выдержку, настойчивость, терпение, дисциплинированность, отвагу, отвагу.

Но эти черты характера ценны только тогда, когда проявляются у нравственного, воспитанного человека. Важно знать, к каким целям стремится человек и какие средства он выбирает для их достижения. Не только цели, но и средства должны быть честными и гуманными. Волевые черты и поступки ценны не сами по себе, а лишь в совокупности с нравственной направленностью личности.

В истории психологии было много попыток классифицировать человеческие характеры или определить типы характеров. Однако удовлетворительной классификации и типологии признаков до сих пор не сделано. Поэтому при характеристике человека обычно указывают одну-две наиболее ярких черты его характера. Одних мы называем людьми с твердым, сильным характером, других — скромными, трудолюбивыми, третьих — добрыми, общительными и т д.

Надежность характера зависит от того, насколько ярко выражены доминирующие основные черты.
Интегральный характер – это единство мыслей, чувств и поведения, поступков, поступков. Если индивидуальность человека лишена внутренней безопасности, его действия зависят не столько от него самого, сколько от внешних обстоятельств, то говорят о «бесхарактерности» человека.

Характер, как и сама личность, явление очень сложное, не застывшее раз и навсегда. Она развивается и формируется на протяжении всей жизни человека. Характер взаимосвязан со всеми сторонами личности — убеждениями, мировоззрением, волей, эмоциями и так далее

Характер тесно связан с темпераментом. Темперамент влияет на форму проявления характера. Так выносливость у холерика выражается в активной деятельности, у флегматика — в сосредоточенном размышлении.

От темперамента зависят многие черты характера, такие как уравновешенность поведения, общительность, легкость или трудность включения в новую деятельность, выражение эмоций. Но тип темперамента не определяет сущности характера: флегматик может быть деятельным и трудолюбивым, а сангвиник — суетливым и бесплодным. Следует отметить тесную взаимозависимость характера и способностей. Развитие способностей зависит от таких черт характера, как трудолюбие, трудоспособность. Для развития способностей важны такие черты характера, как самокритичность, требовательность к себе. Такая черта характера, как скромность, тоже очень важна. Уверенность в своей исключительности часто губительна для способностей, так как в этом случае нередко формируется высокомерие, самолюбование и пренебрежение к окружающим.

Выводы: характер и темперамент понятия не тождественные, но тесно связанные. Темперамент человека предопределен, его нельзя изменить, так как он связан с врожденными качествами высшей нервной деятельности. Характер человека формируется, когда он взрослеет, его проявления связаны с воспитанием, окружением, а также во многом зависят от темперамента. Но над характером можно поработать, особенно если делать это вовремя.

Концепции лидерства

Теория черт — более ранний подход, согласно которому лидером становится тот, кто изначально обладает особыми способностями и характеристиками, благодаря выдвижению на должность лидера.

Теория ситуационного лидерства фокусируется на аспектах ситуации, в которой действует группа.

Синтетическая теория фокусируется на отношениях между личностными и ситуативными факторами.

Каждый тип лидерства можно дополнительно дифференцировать в соответствии с выполняемыми ролями. Так, люди, придерживающиеся типа поведения, ориентированного на решение групповых задач, могут выполнять следующие роли:

  1. Инициатор – находит новые идеи и предлагает подходы к решению проблем и достижению целей группы;
  2. Разрабатывает — оценивает и дорабатывает идеи и предложения, выдвинутые другими членами группы;
  3. Координатор – объединяет идеи и предложения, старается координировать деятельность других членов группы;
  4. Контролер – ведет группу к ее целям, подводит итог тому, что в ней уже произошло, выявляет отклонения от намеченного курса;
  5. Оценщик – критически оценивает работу и предложения других, сравнивает их с существующими стандартами выполнения задания;
  6. Драйвер — стимулирует группу и подталкивает участников к действию, к новым решениям и делать больше того, что уже сделано.

Лица, проявляющие поддерживающее поведение, могут выполнять следующие роли:

  1. вдохновитель — поддерживает чужие обязательства, выражает понимание чужих идей и мнений;
  2. гармонизатор — служит посредником в ситуациях, когда между членами группы возникают разногласия, тем самым поддерживая гармонию в группе;
  3. примиритель — жертвует своим мнением, чтобы привести в соответствие мнения других, что также поддерживает гармонию в группе;
  4. диспетчер — создает возможность для общения, побуждает к этому других членов группы и помогает им, регулирует процессы общения;
  5. нормализатор — пассивно следует за группой, действует как зритель или слушатель в групповых обсуждениях и принятии решений.Таким образом, в любой реальной группе может существовать одновременно несколько разных лидеров, занимающих в ней свои «экологические» ниши и не вступающих друг с другом в серьезные противоречия. Чем выше уровень развития группы, тем больше в ней может быть разных проявлений процесса лидерского влияния.

От admin